Мобильное миссионерство. Православный контент СМАРТСа экономически себя не оправдал
СМАРТС, полгода назад представивший православный мобильный контент, не сумел сделать его популярным даже после заметного снижения тарифов. Участники рынка считают, что религиозная тематика вообще не может быть очень популярна у основных пользователей мобильного контента — молодежи.
ЗАО “СМАРТС” – шестая по числу абонентов сотовая группа в России, владеет акциями GSM-операторов, работающих в 16 регионах и обслуживающих 3,2 млн человек. Выручка в 2005 г. – 2,49 млрд руб., прибыль – 154 млн руб. По данным компании, более 75% акций консолидировал гендиректор Геннадий Кирюшин (через сына Константина Кирюшина, дочь Юлию Конкину и офшорную компанию Marshall Telecom Investments, МТI), 15% принадлежит председателю совета директоров компании Борису Скворцову, 2,97% – “Волгателекому”. |
СМАРТС ввел сервис “Духовный собеседник” в сентябре 2005 г. на территории Самарской, Саратовской и Ульяновской областей, республик Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Калмыкия и Башкортостан. Позвонив по определенному номеру, пользователь может проконсультироваться на духовные темы у воспитанников старших курсов Самарской православной духовной семинарии, а отправив СМС и ММС — получить цитаты из библейских текстов, информацию о святых и проч.
Идея создания услуги для православных обсуждалась с представителями Самарской епархии, рассказал начальник отдела маркетинга СМАРТСа Дмитрий Багдасарян. Контент-провайдером выступила самарская компания “Юнком”.
Решив продолжить духовную тему, СМАРТС ввел 15 апреля 2006 г. тарифный план (ТП) “Звонница”, предполагающий тематическую рассылку и льготы на период православных праздников. Абонентская плата за ежедневную рассылку праздничных и знаменательных дат — 35 руб. в месяц, в дни православных праздников все входящие и исходящие вызовы внутри сети бесплатные. По словам коммерческого директора СМАРТСа Вячеслава Антонова, “Звонница” сейчас обслуживает несколько сотен человек, и этот показатель в компании считают важным, потому что ТП никак не рекламируется. Создание “Звонницы” изначально имело социальное, а не коммерческое направление, поясняет он.
Вначале расценки “Духовного собеседника” были приблизительно равны существующим на рынке тарифам на аналогичные сервисы (30 руб./мин). Однако с 15 мая 2006 г. минута разговора с будущими пастырями снижена до 1 руб., цена СМС и ММС осталась прежней (5-20 руб.). Услугой “Духовный собеседник” ежемесячно пользуются порядка 20 человек. Антонов связывает это с тем, что на исповеди люди охотнее раскрываются перед священником, чем по телефону с незнакомым человеком. Пик интереса был перед Пасхой, добавил директор “Юнкома” Олег Новиков, потому что сервис рекламировался на сайте оператора, в офисах продаж СМАРТСа, несколькими абонентскими рассылками компании и сообщениями епархии среди прихожан. Новиков считает проект успешным с учетом небольшой рекламы и изначальных благотворительных целей. Но с коммерческой точки зрения признает его убыточность. “Расходы, которые мы понесли, на порядок выше доходов от абонентов”, — сказал он, отказавшись назвать конкретные цифры. Наибольшие затраты при создании сервиса, по его словам, были связаны со сбором и каталогизацией материала.
В СМАРТСе настаивают на том, что изначально не ставили цель получения дохода от реализации сервиса “Духовный собеседник” и ТП “Звонница”. Их задачи — исследовать потребности абонентов в таких услугах, говорит Багдасарян. “У сервиса скромная задача справочно-информационного центра, — добавляет Юрий Изъятский, руководитель отдела общественных связей Самарской епархии. — Люди в основном спрашивают о церковных обрядах”.
СМАРТС — не первая телекоммуникационная компания в России, которая заинтересовалась православной тематикой. В 2003 г. к юбилею Санкт-Петербурга контент-провайдер “Техника открытых технологий” (ТОТ) запустил совместно с “Мегафоном” “Православный канал”. Сервис не был бесплатным и “Мегафоном” не продвигался, поэтому и трафик оказался очень низким, рассказал директор ТОТ Сергей Ляпунов. Сейчас эта услуга доступна бесплатно по стационарному телефону. В апреле 2006 г. был запущен проект православного мобильного контента “Образок”. Алексей Монастырюк, директор студии “Никола”, разработавшей wap-сайт “Образка”, отмечает, что “половина посетителей сайта — заграница”. Он полагает , что в России спрос на православный мобильный контент тормозится недостатком продвинутых мобильных телефонов. “Когда в России число пользователей таких телефонов возрастет, увеличится и спрос на православный контент”, — говорит Монастырюк.
Контент-услуги на религиозную тематику в России мало актуальны, считает Дина Попова, бренд-менеджер компании i-Free. Развивать такие услуги в многоконфессиональном государстве очень непросто из-за этических моментов и неоднозначности восприятия подобных сервисов. Поэтому i-Free не планирует запуск такого рода услуг на российском рынке, хотя у компании есть подобный опыт в Индии. “Здесь мы с конца прошлого года продаем картинки с изображением индийских богов, — говорит она. — В Индии религиозный контент очень востребован и воспринимается однозначно положительно”.
В России подобный мобильный контент будет коммерчески неуспешен, так как основные пользователи мобильных телефонов — от 14 до 30 лет — заинтересованы в развлекательном контенте, замечает Кирилл Шрамко, генеральный директор компании “Инфон”. По его данным, оборот рынка мобильных развлечений в этом году составит около $400 млн против $300 млн в 2005 г.
Юлия Ветчинкина
Ольга Варламова
Ведомости – Самара
13.06.2006, №105 (1632)
*