СМАРТС, полгода назад представивший православный мобильный контент, не сумел сделать его популярным даже после заметного снижения тарифов. Участники рынка считают, что религиозная тематика вообще не может быть очень популярна у основных пользователей мобильного контента — молодежи.

ЗАО “СМАРТС” – шестая по числу абонентов сотовая группа в России, владеет акциями GSM-операторов, работающих в 16 регионах и обслуживающих 3,2 млн человек. Выручка в 2005 г. – 2,49 млрд руб., прибыль – 154 млн руб. По данным компании, более 75% акций консолидировал гендиректор Геннадий Кирюшин (через сына Константина Кирюшина, дочь Юлию Конкину и офшорную компанию Marshall Telecom Investments, МТI), 15% принадлежит председателю совета директоров компании Борису Скворцову, 2,97% – “Волгателекому”.

СМАРТС ввел сервис “Духовный собеседник” в сентябре 2005 г. на территории Самарской, Саратовской и Ульяновской областей, республик Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Калмыкия и Башкортостан. Позвонив по определенному номеру, пользователь может проконсультироваться на духовные темы у воспитанников старших курсов Самарской православной духовной семинарии, а отправив СМС и ММС — получить цитаты из библейских текстов, информацию о святых и проч.

Идея создания услуги для православных обсуждалась с представителями Самарской епархии, рассказал начальник отдела маркетинга СМАРТСа Дмитрий Багдасарян. Контент-провайдером выступила самарская компания “Юнком”.

Решив продолжить духовную тему, СМАРТС ввел 15 апреля 2006 г. тарифный план (ТП) “Звонница”, предполагающий тематическую рассылку и льготы на период православных праздников. Абонентская плата за ежедневную рассылку праздничных и знаменательных дат — 35 руб. в месяц, в дни православных праздников все входящие и исходящие вызовы внутри сети бесплатные. По словам коммерческого директора СМАРТСа Вячеслава Антонова, “Звонница” сейчас обслуживает несколько сотен человек, и этот показатель в компании считают важным, потому что ТП никак не рекламируется. Создание “Звонницы” изначально имело социальное, а не коммерческое направление, поясняет он.

Вначале расценки “Духовного собеседника” были приблизительно равны существующим на рынке тарифам на аналогичные сервисы (30 руб./мин). Однако с 15 мая 2006 г. минута разговора с будущими пастырями снижена до 1 руб., цена СМС и ММС осталась прежней (5-20 руб.). Услугой “Духовный собеседник” ежемесячно пользуются порядка 20 человек. Антонов связывает это с тем, что на исповеди люди охотнее раскрываются перед священником, чем по телефону с незнакомым человеком. Пик интереса был перед Пасхой, добавил директор “Юнкома” Олег Новиков, потому что сервис рекламировался на сайте оператора, в офисах продаж СМАРТСа, несколькими абонентскими рассылками компании и сообщениями епархии среди прихожан. Новиков считает проект успешным с учетом небольшой рекламы и изначальных благотворительных целей. Но с коммерческой точки зрения признает его убыточность. “Расходы, которые мы понесли, на порядок выше доходов от абонентов”, — сказал он, отказавшись назвать конкретные цифры. Наибольшие затраты при создании сервиса, по его словам, были связаны со сбором и каталогизацией материала.

В СМАРТСе настаивают на том, что изначально не ставили цель получения дохода от реализации сервиса “Духовный собеседник” и ТП “Звонница”. Их задачи — исследовать потребности абонентов в таких услугах, говорит Багдасарян. “У сервиса скромная задача справочно-информационного центра, — добавляет Юрий Изъятский, руководитель отдела общественных связей Самарской епархии. — Люди в основном спрашивают о церковных обрядах”.

СМАРТС — не первая телекоммуникационная компания в России, которая заинтересовалась православной тематикой. В 2003 г. к юбилею Санкт-Петербурга контент-провайдер “Техника открытых технологий” (ТОТ) запустил совместно с “Мегафоном” “Православный канал”. Сервис не был бесплатным и “Мегафоном” не продвигался, поэтому и трафик оказался очень низким, рассказал директор ТОТ Сергей Ляпунов. Сейчас эта услуга доступна бесплатно по стационарному телефону. В апреле 2006 г. был запущен проект православного мобильного контента “Образок”. Алексей Монастырюк, директор студии “Никола”, разработавшей wap-сайт “Образка”, отмечает, что “половина посетителей сайта — заграница”. Он полагает , что в России спрос на православный мобильный контент тормозится недостатком продвинутых мобильных телефонов. “Когда в России число пользователей таких телефонов возрастет, увеличится и спрос на православный контент”, — говорит Монастырюк.

Контент-услуги на религиозную тематику в России мало актуальны, считает Дина Попова, бренд-менеджер компании i-Free. Развивать такие услуги в многоконфессиональном государстве очень непросто из-за этических моментов и неоднозначности восприятия подобных сервисов. Поэтому i-Free не планирует запуск такого рода услуг на российском рынке, хотя у компании есть подобный опыт в Индии. “Здесь мы с конца прошлого года продаем картинки с изображением индийских богов, — говорит она. — В Индии религиозный контент очень востребован и воспринимается однозначно положительно”.

В России подобный мобильный контент будет коммерчески неуспешен, так как основные пользователи мобильных телефонов — от 14 до 30 лет — заинтересованы в развлекательном контенте, замечает Кирилл Шрамко, генеральный директор компании “Инфон”. По его данным, оборот рынка мобильных развлечений в этом году составит около $400 млн против $300 млн в 2005 г.

Юлия Ветчинкина

Ольга Варламова

Ведомости – Самара

13.06.2006, №105 (1632)

Ведомости – Самара

*