Несмотря на сжатые сроки, организаторы в нынешнем году даже увеличили количество фестивальных программ: их теперь двенадцать. В общей сложности зрители и гости «Кинотавра» увидели 120 картин — полнометражных и «коротышек», новейших и забытых.

Из внеконкурсных программ публике особенно пришлись по душе ретроспектива «Кино, которое мы потеряли» и «9 пальм». Первая рассказывала о малоизвестных зрителю российских лентах 90-х годов прошлого века, когда в стране практически полностью развалился прокат, а на телеэкранах шли боевики и «чернуха» собственного производства, разбавляемая мексиканскими мыльными операми. Картины, снятые даже маститыми режиссерами — Шахназаровым, Абдрашитовым, Рубинчиком, Пичулом и другими, оказались невостребованными. Теперь их возвращают. Впервые многие увидели на большом экране и мировые шедевры: ретроспектива «9 пальм» представила некоторые фильмы-призеры Каннского фестиваля с 1955 по 1984 год, когда мы жили за «железным занавесом».

Традиционный на «Кинотавре» «Короткий метр» подвел итоги раньше всех. Главный приз за короткометражку «Девочки» достался режиссеру Валерии Гай Германике. Специальный диплом «За лаконизм и современность режиссерского взгляда на игровое кино» вручили Филиппу Коршунову за ленту «Ромашки». А «За непретенциозную и внятную» режиссуру наградили Николая Борца, снявшего фильм «Топорище».

Фестивальные вечера внесли дополнительный колорит в курортную жизнь Сочи. «Попсу» в отличие от прежних фестивалей нынешние владельцы «Кинотавра», видать, не жалуют. Поэтому музыканты перед демонстрацией фильмов на площади для широкой публики выступали исключительно солидные или, по крайней мере, модные — от биг-бэнда Игоря Бутмана до популярной «Umma2rman».

По неофициальным опросам тех, кто кино делает или кто его профессионально критикует, ко дню подведения итогов фестиваля лидерами конкурсного показа полнометражных лент считались картины «Мне не больно» Алексея Балабанова, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова и «Живой» Александра Велединского.

Главная интрига фестиваля раскрылась после марша отечественных кинознаменитостей по «звездной дорожке». Со сцены сочинского Зимнего театра, где проходила церемония закрытия «Кинотавра», после томительной паузы назвали тех, кто победил на самом деле.

Председатель жюри Рустам Ибрагимбеков объявил результаты конкурса. По итогам долгой и ожесточенной ночной дискуссии (жюри сочло все конкурсные фильмы достаточно сильными) главный приз фестиваля достался фильму известного театрального режиссера Кирилла Серебренникова на основе пьесы братьев Пресняковых «Изображая жертву». Чуть больше года назад она была поставлена им же в МХТ им. Чехова.

Специальный диплом жюри достался фильму «Эйфория», тоже созданному известным режиссером, писателем и актером «новой волны» Иваном Вырыпаевым. Приз за лучшую мужскую роль получил актер Александр Яценко, сыгравший в фильме «Мне не больно» Алексея Балабанова. Этот же фильм подарил и лучшую женскую роль — обладательницей этого приза стала Рената Литвинова.

Приз имени Григория Горина за лучший сценарий достался Игорю Порублеву и Александру Велединскому («Живой»).

Лучшим дебютом года жюри «Кинотавра» назвало режиссуру Авдотьи Смирновой в фильме «Связь».

Наконец, уже во второй раз приз «Кинотавра» имени Микаэла Таривердиева получил композитор Андрей Сигле («Гадкие лебеди»).

Олег Галицких, Сочи

Дата публикации 13 июня 2006 г.

"Российская газета"

*