Студию «Союзмультфильм» основали 70 лет назад, когда в мире царил лишь один мультипликатор — Уолт Дисней. Вскоре она полностью оправдала популярный лозунг: «Советское — значит отличное». Винни-Пух и Карлсон, Чебурашка и Ежик в тумане — лишь самые известные из тысяч созданных аниматорами персонажей.

На их счету награды престижных фестивалей и даже похвала Иоанна Павла II, который в свое время посоветовал прихожанам смотреть советские мультфильмы. В последние годы, однако, дела у «Союзмультфильма» не всегда шли гладко.

Норштейн выписывает вензель, как Акакий Акакиевич. Рисует гоголевскую «Шинель». Его «Ежика в тумане» признали мультфильмом всех времен и народов. Он обучает студентов, а когда-то его самого не принимали во ВГИК. Тогда он закончил курсы «Союзмультфильма».

«Несмотря на то, что появилось много маленьких компаний, развал «Союзмультфильма» – катастрофа», — считает режиссер-аниматор Юрий Норштейн.

Экскурсия на «Союзмультфильм». Сбор возле огромных круглых часов, которые не ходят. «Ну, погоди!, Винни-Пух — все эти фильмы снимались за этими столами. Их можно было бы заменить, но мы бережем свою историю», — говорят сотрудники. Школьникам показывают творчество их сверстников. На «Союзмультфильме» есть детская студия.

«Это была семья», — вспоминает свой приход на студию Гарри Бардин. Когда он только начинал, как эти студентки Художественно-театрального колледжа.

Лауреат Каннского фестиваля, автор «Серого волка энд Красной шапочки», «Чучи», «Летучего корабля» говорит, что отечественная анимация была лучшей и отличалась «лица не общим выраженьем», потому что отношение к работе, секреты профессии гениальные старики передавали тем, кто шел за ними.

«Тогда была школа и была преемственность. Шло, наступая на пятки, новое поколение. Приходилось держать планку», — признает режиссер-аниматор Гарри Бардин.

«Союздетмультфильм», сокращенный позже до «Союзмультфильма», призван был, согласно постановлению 1936 года, «воспитать поколение решительных и смелых», для чего со всей страны собрали «наиболее проявивших себя режиссеров и художников». В плане первого года — 12 мультфильмов. Очень скоро эта цифра увеличится в несколько раз.

Исторические перемены в стране изменили все и на «Союзмультфильме». Запутанная многолетняя история, закончившаяся потерей архива — права на прокат у американской компании — и уходом многих из тех, кто создавал анимационные шедевры.

Ушли не все. Леонид Носырев остался. Это он придумал Рыжего, что дедушку не бил, а любил. Придумал Антошку и Комарова с божьей коровкой на носу. Их можно увидеть в новом персонаже — Плакунчике.

«Мы все разрознены, нужен мощный производственный центр, тогда будут создаваться достойные мультфильмы, необходимые для нашего общества», — говорит режиссер-аниматор Леонид Носырев.

Гуля Балтаева

10.06.2006 20:26

Вести.Ru

*