Новости Голливуда: «Дом у озера»
Американский фильм «Дом у озера» (The Lake House) – римейк южнокорейской картины «Море», поставленный аргентинцем Алехандро Агрести, живущим в Нидерландах, и снятый оператором-канадцем Аларом Кивило. Этот международный творческий «коктейль» стилистически ощутим в первых эпизодах картины, которые визуально выглядят непривычно для голливудского фильма с двумя звездами первой величины в главных ролях. Звезды эти – Сандра Буллок и Киану Ривс.
Камера поначалу движется на повышенных скоростях и смотрит на мир, создаваемый на экране, в непривычно острых ракурсах. Появляется надежда на нечто не по-голливудски оригинальное, но вскоре она уступает место разочарованию.
Оно наступает не сразу, потому что после довольно энергичного начала картина пытается быть похожей на элегичное французское кино, что подчеркивает сопровождающая одну из ранних сцен закадровая французская песня. Но французское кино, пардон, в Америке не делают. Поэтому, несмотря на всю заявленную постановщиком европейскость, картина не работает в этом ключе. Там, где во французском кино недоговоренность порой говорит больше слов, а незапрограммированность поведения и психологии персонажей бывает интереснее ладно скроенных голливудских историй, в американском фильме ощущается как недостаточное умение интересно рассказать историю.
А она состоит в том, что приближающаяся к сорока годам жизни доктор Кэйт Фостер (Сандра Буллок), чувствует, что пора изменить жизнь. Она оставляет прозрачный модернистский дом из стекла и металла на озере в пригороде Чикаго и переезжает в город, где начинает работу в большой больнице. Это происходит зимой 2006 года.
Уезжая, Кэйт оставляет в почтовом ящике у дома письмо для следующего жильца, в котором дает свои координаты для пересылки почты на ее новый адрес и кое-какие сведения по дому. Но следующий жилец Алекс Уайлер (Киану Ривс), хоть и получает письмо, не находит подтверждения некоторым деталям, связанным с домом.
Алекс – архитектор по профессии, который почему-то работает на постройке стандартизированного пригородного жилья. Дом у озера для Алекса имеет особый смысл. Он был построен много лет назад его отцом, ныне всемирно знаменитым архитектором (Кристофер Пламмер), для семьи, которая позже распалась. У Алекса с отцом сложные отношения, связанные с обидой за умершую в одиночестве мать и, возможно, с профессиональной ревностью к успеху отца.
Архитектурная линия в фильме довольно назойливо проводится монтажно и диалогически, но выглядит как вставная и неорганичная для развития сюжета. Развитие это осложнено тем, что, как мы вскоре узнаем, герои живут в двух разных временных измерениях. Хотя разрыв и небольшой – всего два года, между ними возникают сложные, сходные с любовью отношения, которые, естественно, не могут принять реальные формы. Причем довольно долго для экранного времени.
В голливудском кино уже были картины, где возникает любовь между потусторонними и посюсторонними персонажами (вспомним «Привидение»). Такие сюжеты, конечно, должны символизировать неземную любовь, которую все мы, естественно, хотим найти здесь, на Земле. Ту же цель, безусловно, преследует и история, рассказанная в «Доме у озера». Ничего зазорного в этом нет, и разрыв во времени мог бы интересно работать на картину, если бы сценарий Дэвида Обурна был написан более живо и глубоко, а исполнители главных ролей были более тонкими актерами.
Увы, ни Сандра Буллок, ни Киану Ривс не славятся своим глубоким психологизмом. Их звездность связана с картинами совсем иного голливудского толка. Если бы за каждым из них было интересно наблюдать на экране по отдельности, то затянувшуюся любовь по переписке между прошлым и будущим было бы легче перенести. С годами и Буллок, и Ривс подрастеряли свое молодое очарование. Особенно заметны следы времени на лице Ривса.
Когда герои все же оказываются в кадре вместе, то между ними не возникает совершенно необходимой для такого рода фильма «химической реакции». Как-то не верится, что эти два человека созданы друг для друга, и никакие преграды – ни безжалостное время, ни даже смерть – не могут им помешать соединиться.
Очень мило, конечно, что картина предлагает своеобразную и буквальную экранизацию трюизмов типа «Любовь сильнее смерти» или «Время над любовью не властно». Но эмоциональная база для того, чтобы поверить в возможность такой любви хотя бы на 90 минут, что длится фильм, отсутствует. Вместо того, чтобы взволнованно ждать, когда же эта пара, наконец, воссоединится, ты должен преодолевать скуку и ждать необходимого объяснения того, почему герои оказались в разных временных измерениях. Земля ведь еще не провалилась в черную дыру, насколько мне известно.
У меня были подозрения насчет того, что связывает героев, которые по воле авторов до последних минут картины не догадываются об этом. Моя догадка подтвердилась, но я тайну не раскрою – на случай, если вы все же решите посмотреть картину.
Скажу лишь, что вторая по счету на экране встреча Сандры Буллок и Киану Ривса не оказалась столь же плодотворной, как их первая совместная работа в фильме 1994 года «Скорость». Чего, среди прочего, не хватает фильму «Дом у озера», так это движения, динамики. Проще говоря – скорости.
Сергей Рахлин
Лос-Анджелес
09.06.2006
***