Даже если вы не футбольный болельщик, в ближайший месяц избежать футбола вам почти наверняка не удастся. Его будет очень много, особенно на телевидении. Хотя по опыту знаю, что такие события, как чемпионат мира, смотрят даже равнодушные к футболу граждане — именно под воздействием ажиотажа. Так что же мы увидим в этом месяце?

Даже если вы не футбольный болельщик, в ближайший месяц избежать футбола вам почти наверняка не удастся. Его будет очень много, особенно на телевидении. Хотя по опыту знаю, что такие события, как чемпионат мира, смотрят даже равнодушные к футболу граждане — именно под воздействием ажиотажа. Так что же мы увидим в этом месяце?

Прежде всего, мы увидим 32 сборные, среди которых нет сборной России. Я, откровенно говоря, не особенно опечален этим обстоятельством. Была бы у нас действительно сильная команда, знаменитые игроки, проиграла бы она отбор в какой-то невероятно драматичной борьбе с могучим соперником — тогда да. А так… Тягостное это зрелище, вот просто физически тяжелое, и вгоняющее в сон к тому же. Мировой футбол ничего не потеряет от нашего отсутствия в Германии. Поэтому можно смотреть ЧМ как чистое искусство, наслаждаясь красотой главного вида спорта, а не тратя попусту нервы, мол, как там наши. Не просчитывая фантастические варианты, когда, сразу же проиграв всем, мы все ищем как бы за что-то зацепиться и пройти дальше.

России на ЧМ не будет, а вот тренер российской сборной в чемпионате участвует. Просто пока этот тренер еще не совсем наш тренер. Голландец Гус Хиддинк привез на мировое первенство австралийцев — команду, из которой он сотворил очередное чудо. То никчемные корейцы под его руководством дошли на прошлом турнире до полуфинала, то теперь Австралия пробилась в финал — и полвека не прошло. Хиддинка затем и купили на деньги Абрамовича, чтобы и с нами произошло чудесное преображение. А пока можем поболеть за страну кенгуру и коала.

А можем поболеть и за Украину. Любопытность нынешнего чемпионата в том, что на него впервые попала другая, помимо России, бывшая советская республика. Отношение к этому факту сложное. С одной стороны,

вслух почти все говорят, что будут болеть за команду Блохина и Шевченко. С другой — как-то с трудом в это верится. Украинцы, конечно, родственники и даже братья, но именно поэтому ревность к их успехам сильнее. Если любить их как братьев, то как младших. А младшие не должны лезть вперед старших. Однако Украина в Германии, причем с хорошими шансами успешно пройти первый этап (чего России ни разу не удавалось), а мы дома у телевизоров, в ожидании будущих чудес голландского педагога. Вот и получается с Украиной, что многие будут болеть как раз не «за», а «против».

Не обойдется на чемпионате мира и без политики. Потому что в число участников входит Иран. Ось зла как-никак. И, разумеется, некоторое число политиков выстроились в очередь, требуя запретить и отстранить. До такой глупости не дошло, тем более что у иранцев и команда вполне пристойная, несколько парней играют в сильных европейских клубах, а любителей из всякой игры делать игру непременно политическую может утешить возможная встреча США-Иран.

Накануне большого турнира в очередной раз прекратила существование Югославия. Первый раз это произошло в 1992 году, когда из-за кровавого распада страны и санкций ООН «югов» отстранили от участия в чемпионате Европы буквально за несколько дней до начала, когда команда уже прибыла к месту действия в Швецию. Теперь прямо перед чемпионатом от бывшей большой страны откололся последний кусочек — Черногория. Но на сей раз, поскольку все прошло тихо и по обоюдному согласию, менять сборную Сербии и Черногории на какую-то другую не стали, и вот под названием уже несуществующей страны команда, объединяющая фактически чужих людей, будет выступать на германских полях.

А может быть, эту объединенную команду решили не трогать, памятуя о том, чем все кончилось в 1992-м? Тогда вместо югославов спешно позвали датчан, которых пришлось вылавливать из отпусков со всех концов света. И, потренировавшись недельку, далеко не самые выдающиеся игроки не самой передовой державы взяли да и выиграли чемпионат Европы, доказав, что крупнейшие футбольные турниры дело, безусловно, серьезное, готовиться к ним нужно ответственно и тщательно, но в принципе можно не готовиться вовсе, а загорать у моря, бить баклуши и все равно победить.

После того как чемпионом Европы стала команда, даже не преодолевшая поначалу отборочной стадии, болельщики постепенно и начали осознавать, что мировые чемпионаты выявляют не лучшую футбольную сборную всей планеты, а лучшую конкретно на этом турнире. А уж после того, как греки выиграли прошлый европейский чемпионат, болельщики окончательно убедились в том, что слава лучшей сборной мира фактически складывается на основании абстрактных впечатлений миллионов людей.

А впечатления эти таковы, что никого лучше Бразилии нет. Самый ходовой ответ на вопрос, за кого будешь болеть, когда нет наших, — за бразильцев, конечно. Их уже записали в бесспорнейшие фавориты, которым от собственной победы никуда не деться, но многолетние наблюдения показывают, что вот как раз такие фавориты побеждают нечасто. Пока трудно представить, кто и каким образом может остановить бразильцев. Разве что они сами прибыли на мировой чемпионат не для того, чтобы выиграть золото, а для того, чтобы получить его. А это не одно и то же.

[10 ИЮНЯ 2006, 16:26] АНТОН ОРЕХЪ

Ежедневный Журнал

***