Русский интерес. 6% россиян верят в победу на чемпионате мира
В Германии стартует чемпионат мира по футболу. Стартует без сборной России. Это отнюдь не значит, что стране он совсем безынтересен. Но в отсутствие национальной команды на главном футбольном турнире четырехлетия мы вынуждены сами себе придумывать интригу: как выступит будущий главный тренер российский сборной Гус Хиддинк с австралийцами, сумеют ли Андрей Шевченко и Олег Блохин вытащить Украину в число мировых лидеров и каков он, новый наставник питерского «Зенита» Дик Адвокаат, в работе с корейцами. Впрочем, Россия выставила на чемпионат несколько участников — бригаду арбитров во главе с Валентином Ивановым.
Но в любом случае в стране, которая готовится к тому, чтобы в ближайшее время пережить футбольный бум, чемпионат мира не пройдет незамеченным. По оценкам «Левада-центра», хотя бы время от времени за футбольными матчами первенства планеты будет следить более 30% россиян старше 18 лет. Вполне неплохо для страны, где, по оценкам президента Российского футбольного союза Виталия Мутко, в футбол изредка играет не более 1,5% населения. Но зрительская аудитория нынешнего чемпионата мира в России, по прогнозам, будет в два раза меньше, чем та, что два года назад смотрела репортажи матчей первенства Европы из Португалии. «Это вполне объяснимо, — заявил «Времени новостей» один из менеджеров канала «Спорт», на котором покажут впрямую или в записи все матчи чемпионата. — Даже если отвлечься о того, что России на этом турнире не будет, достаточно сложно заставить болельщика смотреть в день по три-четыре матча. Это надо быть очень большим фанатом». Между тем канал «Спорт» в период чемпионата планирует поднять свой рейтинг не менее чем в три раза. «Это самый минимум. Если получится меньше, то я буду уверен, что России футбол неинтересен вообще», — заметил собеседник «Времени новостей».
Отсутствие сборной России на чемпионате мира отразится на интересе к нему не только со стороны болельщиков, но и со стороны рекламодателей. Между тем немецкие аналитики подсчитали, что общий доход от показа телерекламы во время чемпионата увеличится на 25% и должен составить 1,7 млрд долл. Такой всплеск вполне закономерен и объясним. «Футбольный чемпионат мира — событие не столько спортивное, сколько политическое и социальное, и если народ его не смотрит, то это не значит, что о нем не знают, — считает Максим Белицкий, директор отдела спорта агентства спортивного маркетинга Sportima. — Любые, абсолютно любые бренды позаботились о том, чтобы поместить на свои носители мяч, символику чемпионата (если они имеют право на ее использование), футболистов или болельщиков. Кто-то вообще спонсирует чемпионат и всю летнюю рекламу конструирует в привязке с ним. Из-за отсутствия нашей сборной на чемпионате эффект от подобной рекламы может быть меньший, чем в случае поездки нашей сборной в Германию. Снижается эффективность рекламных сообщений ввиду потенциально более спокойной реакции болельщиков на просмотр матчей, так как мало кто будет болеть по-настоящему. Все будут скорее наблюдать. Единственная зацепка для рекламщиков — матчи с участием сборной Украины. Но на фоне патриотически настроенного населения нашей стороны эта зацепка также может показаться сомнительной».
Так что доля России в тех 1,7 млрд, по все видимости, будет совсем невелика. Впрочем, многие рекламодатели еще в начале года выражали заинтересованность в размещении в трансляциях чемпионата. «Уже сейчас рекламные блоки игр плей-офф заняты почти на 100%, — говорит Елена Соколова, руководитель отдела размещения медиабаингового агентства ТВ MAGMA. — Конечно, если бы в чемпионате принимала участие сборная России, то интерес был бы еще выше. Думаю, что матчи с участием нашей команды в оригинальной трансляции имели бы рейтинги не менее 10—15 пунктов (рейтинги подобного матча в чемпионате Европы-2004 достигали 13—14). Хотя я хочу отметить, что рейтинги блоков в трансляциях чемпионата Европы-2004 были более высокие, чем прогноз рейтингов трансляций чемпионата мира-2006».
Российские болельщики между тем просто не имеют возможности посмотреть чемпионат «живьем»: ФИФА выделила России всего 320 билетов. Чуть ли не все они распределялись лично президентом РФС Виталием Мутко. Тем же россиянам, кто решил лично присутствовать на стадионах Германии, турагентства продавали билеты из украинской квоты.
Так что получается, что россияне волей-неволей будут болеть за Украину. Но как ни странно, и за Россию тоже. Ведь по опросу того же «Левада-центра», 6% россиян уверены, что на стартующем сегодня на Мюнихштадионе первенстве мира чемпионом станет сборная России.
Время новостей
N°100
09 июня 2006
***