“Война карандашей” идет в Старом Свете за кошельки потенциальных автопокупателей
Китайский автопром — не единственная и пока не главная опасность с Востока, от которой болит голова у европейских и американских мировых брендов. Новое поле битвы между японскими и корейскими с одной стороны и европейскими автопроизводителями — с другой, по мнению аналитиков и специалистов, уже четко обозначилось. И сражаются на нем, вооружившись карандашами, дизайнеры.
Сегодня дизайн экстерьера автоновинок стал новым этапом в жесткой конкурентной борьбе за покупателя, по мере того как японцы и корейцы кусок за куском откусывают от смачного пирога европейского авторынка. Осмотр последних мировых автосалонов иллюстрирует эту мысль: новые модели, прототипы и концепты от Opel, Ford, Volkswagen имеют более “острый” дизайн, в экстерьере их моделей появились резко очерченные грани, плоскости — таков их первый ответ на “восточную агрессию”.
— Мы видим, как наши конкуренты двигаются вперед в выработке стилистики дизайна семимильными шагами, — говорит Марк Адамс, директор экстерьерного дизайна GM Europe. — Нам нужно быть смелей в поиске новых форм…
Ему вторит Аластэр Бедуелл, аналитик и старший менеджер лондонской фирмы J.D. Power-LMC: “Сегодня дизайн внешнего вида автомобиля гораздо сильнее влияет на выбор покупателя, чем это было 10 или 20 лет назад”. Действительно, если раньше японские и корейские компании пробивались в Европу за счет относительной дешевизны своей продукции, то теперь они все чаще используют для привлечения покупателей эмоциональный и даже провокационный дизайн моделей. Toyota, Nissan, Mazda, Hyundai и Kia создали в сердце Европы собственные дизайн-центры, в которых работают интернациональные команды дизайнеров, и им предоставлена полная творческая свобода — все для того, чтобы наилучшим образом уловить настроение и желания европейского клиента автосалонов.
Так, европейский дизайн-центр Toyota спроектировал второе поколение компактной модели Yaris, в дизайне которого проявился новый фирменный стиль так называемой звенящей чистоты, где использован подчеркнутый визуальный дисбаланс во внешнем облике машины. Модель в прошлом году стала у Toyota самой продаваемой в Европе — 194 648 штук. Этот же дизайн-центр создал и концепт Toyota Urban Cruiser, показанный нынешней весной на Женевском автосалоне, — автомобиль станет младшим братом популярного и в России RAV4.
Kia также приступила к смелым экспериментам в дизайне своих новых моделей. Если сравнить концепт 5-дверного хэтчбека Cee’d с уже производимым одноклассником Kia Cerato, которого он и должен сменить в линейке моделей, то мускулистый, спортивный, с резко прочерченными плоскостями и гранями панелей, хищным разрезом боковых окон, этот хэтч выгодно отличается от округлого “дутого” старшего брата. Такова новая стилистика европейского дизайна этого бренда.
— На самом деле все, кто занимается здесь дизайном всерьез, — продолжает Марк Адамс, — испытывают давление с Востока. Мы уже не можем позволить себе, разглядывая сегодняшнюю Opel Astra, рассуждать примерно так: давайте пощиплем ее немного здесь и там — вот и вся формула успеха. Надо принимать более смелые решения…
И хотя экстерьер нынешней версии Astra 2005 модельного года куда более экспрессивней, чем предыдущей, дизайн новой компактной Opel Corsa, которую выставят осенью на Парижском автосалоне, будет отличаться значительно обостренными и резкими линями обвода. Это сделает ее, по мнению представителей бренда, весьма конкурентоспособной.
Не менее серьезно относится к дизайну новых моделей и Ford of Europe. В Париже покажут новую версию флагмана бренда Ford Mondeo. В его экстерьере использован в полной мере так называемый новый фирменный кинетический стиль в дизайне, творцом которого является англичанин Мартин Смит, ранее работавший в Opel.
Он разъясняет: “Кинетический дизайн” означает “энергия в движении”. Автомобили Ford отличаются отличными динамическими качествами. Эту их особенность мы и постарались переосмыслить в дизайне их экстерьера”. Наиболее ярко “кинетический дизайн” проявился в экстерьере концепта Ford Iosis, выставлявшегося в минувшем году на автосалоне во Франкфурте. Элементы “кинетического дизайна” заметны даже в облике новой версии Ford S-Max, показанного в Женеве. Его низкий, спортивный силуэт весьма необычен для минивэна. На этот динамичный облик работают и декоративные “жабры”, расположенные сразу же за передними крыльями. Более молодежным, спортивным, “кинетичным” станет даже новая версия малютки Ford Ka.
Глава службы дизайна Volkswagen Мюрат Гунак вполне оптимистичен, так как, по его мнению, этот бренд обладает весьма солидным преимуществом по сравнению с пришельцами с Востока — фирменным наследием в дизайне:
— Ни у одного бренда в мире нет такого ярко выраженного дружественного имиджа по отношению к покупателю. Мы относимся к этому наследию очень бережно и используем его в наших творческих поисках нового фирменного дизайна…
А у нового поколения самого продаваемого в Европе автомобиля Golf 2008 модельного года, по задумке дизайнеров VW, будет такая же большая и похожая декоративная решетка радиатора, как у нынешних Audi.
А вот в России тех, кто располагает глубокими знаниями и богатым опытом в сфере автодизайна, можно сосчитать по пальцам в буквальном смысле слова. “Всем спасибо, все свободны”, — говорят нынче своим специалистам на многих предприятиях российского автопромышленного комплекса. Новые отечественные автостроители, затевая очередную отверточную сборку, увы, в услугах доморощенных конструкторов, испытателей и технологов не нуждаются. Потому как конструировать и испытывать, по сути, больше нечего. Да и незачем. Всем уже давно ясно, что за границей это научились делать быстрее и лучше. У себя дома практически оказались не у дел и автодизайнеры. Впрочем, услугами, а точнее, потенциалом последних некоторые крупные зарубежные концерны вовсе не брезгуют.
Так, россияне были замечены в Ницце, где дислоцируется европейская дизайнерская студия Toyota, выпускники кафедры автодизайна Московского технического университета трудятся в Испании, в дизайнерском центре Audi. В Италии, говорят, наши соотечественники преуспели в создании новых форм для скутеров, а идеями нынешних студентов упомянутого выше учебного заведения при создании своих авто пользуется Citroёn. Между тем русские фамилии, эпизодически встречающиеся рядом с именитыми брендами, — пока редкость, хотя поводы для оптимизма все же есть. Например, недавнее появление в некоторых, пусть пока и единичных, вузах специализации “автодизайн”. Очевидно, в прошлом функционеры от высшей школы полагали, что эстетика транспортного средства — дисциплина второстепенная и от нее не зависят прочие технические параметры автомобиля.
Однако порочность такой позиции убедительно доказала агония, в которой находится отечественный автопром, — чуждая красоте система, десятилетиями отторгавшая смелые и уж тем более революционные идеи.
КСТАТИ
Пока ведущие мировые автопроизводители с разных континентов ломают свои дизайнерские копья и перья в непрекращающейся борьбе за пристрастия покупателей, на ниве отечественного автодизайна, если говорить о его промышленных проявлениях, все спокойно. Тишь да гладь — божья благодать. Примерно так можно охарактеризовать все последние немногочисленные достижения наших автохудожников. И пускай корейцы с японцами своими противоречивыми авто лезут на рожон, провоцируя нас на проявление сильных эмоций, а европейские штаб-квартиры именитых компаний подбирают все более режущие глаз и окружающее пространство формы. Наш девиз — спокойствие, увы, все сильнее отдающее банальной серостью.
Среди отечественных дизайнерских прорывов последних лет прежде всего стоит упомянуть Lada Kalina и Lada Priora (последняя уже в нынешнем году обещает пойти в серию). Kalina просто не могла получиться иной. Как бы чего не вышло, опасались создатели модели в ходе работы над автомобилем. Как результат — новинка получилась внешне бесконфликтной и скучной. Priora тоже оригинальной не назовешь. И действительно, зачем изобретать велосипед, когда уже есть сравнительно бойко продающаяся “десятка”. Главное, полагает крупнейший российский автопроизводитель, не отходить от изначально выбранной линии. Что и говорить, даже концепт-кары, призванные, казалось бы, эпатировать публику, выходят в Тольятти какими-то “вареными”. Взять хотя бы проект “Силуэт” (фото внизу). Возможно, все его линии идеально сбалансированы и просчитаны с точки зрения технологии производства, безопасности и комфорта. Но “Силуэт” своим появлением не способен взорвать воздух вокруг себя, как это умеют делать такие модели, как Citroёn C4 купе, Mini или новый Peugeot 307. Вазовцы не скрывают, что перед ними стояла задача создать стиль, отличающийся строгостью, выдержанностью и спокойствием. Во многом им это удалось, но добиться искомой солидностью помутнения рассудка у масс, как это умеют делать, скажем, дизайнеры из Volvo, нам, похоже, слабо.
НАШ ЭКСПЕРТ
Александр СОРОКИН, заведующий кафедрой автодизайна МАМИ:
— Хороший дизайнер должен уметь делать все. Дизайн — не просто умение рисовать, но умение мыслить, умение понять, что именно требуется человеку (или, что сложнее, сотням тысяч людей) и как это воплотить в, так сказать, металле. При создании нового автомобиля оценивается многое: кто потребитель, какими средствами он располагает, для чего ему нужен автомобиль, на какие расстояния и куда будет ездить, как автомобиль станет эксплуатироваться и обслуживаться. Таким образом, прогнозируется средний уровень достатка целевой аудитории, а следовательно, и границы стоимости будущего изделия. Следующий шаг — программа и объем выпуска, на базе которого идет выбор технологии и материалов (если вы заметили, дизайнер пока еще ничего не рисовал). И лишь затем принимаются решения по компоновке транспортного средства и его стилю.
Московский Комсомолец
от 09.06.2006
Михаил РОСТАРЧУК, Илья ФИШЕР
***