Роспечать разложила СМИ по полочкам. Хотя рынок СМИ в России и находится на подъеме, власти и финансово-промышленные группы подрывают доверие читателей к изданиям
Роспечать в своем докладе сообщает, что, хотя рынок СМИ в России и находится на подъеме, власти и финансово-промышленные группы подрывают доверие читателей к изданиям. Также аналитики строят неблагоприятные прогнозы для некоторых видов СМИ.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) опубликовало ежегодный доклад под названием «Российский рынок периодической печати, 2005 год. Состояние, тенденции и перспективы развития». В документе сообщается, что рынок прессы в России находится на подъеме. Однако тут же уточняется: нельзя быть уверенным в том, что динамика развития положительная. Имеется в виду, что потребительский спрос повышается в основном на развлекательные издания. «Бизнес-проектов на российском рынке прессы уже реализуется немало и с каждым днем становится больше, но в процентном отношении, особенно в газетном сегменте, они пока не преобладают», – говорится в докладе.
Влияние
«Газетный рынок России по-прежнему остается проблемным. Как и раньше, практически за всеми серьезными общероссийскими и региональными ежедневными газетами сегодня стоят либо федеральные и региональные органы власти, либо финансово-промышленные группы, либо аффилированные с ними структуры, – считают аналитики Роспечати. – Их активное спонсорство деформирует рынок, нередко негативно сказывается на содержании прессы и, следовательно, на доверии к ней читателей».
Прогнозы
В докладе говорится о развитии бесплатной прессы и улучшении качества информационного наполнения таких изданий. Тем не менее в Роспечати считают, что выше нынешнего уровня популярности и объемов распространения бесплатной прессе не подняться. Печальную участь в докладе пророчат и телевидению. «По мере роста благосостояния общества, особенно в возрастной группе от 18 до 45 лет, качественная пресса и интернет становятся более востребованными, тогда как телевизор во всем мире, наоборот, превращается в СМИ для людей старшего возраста и с меньшими доходами».
Цифры
В докладе даются сборные цифры по российскому рынку печатных средств массовой информации в 2005 году. Реализовано печатных изданий на сумму $2,18 млрд (включая бесплатное распространение), в том числе на $570 млн – по подписке. Кроме того, в 2005 году пресса освоила $1,39 млрд рекламных средств (из $5,01 млрд).
В совокупности российский рынок периодической печати (распространение + реклама) в 2005 году достиг $3,57 млрд, а объем инвестиций в него превысил $1,3 млрд (против $1 млрд в 2004 году). По темпам роста российский рынок прессы – один из признанных мировых лидеров и в международной системе координат выглядит неплохо, но по своим объемам и структуре до наиболее развитых рынков пока не дотягивает, считают в Роспечати.
Дмитрий Олейников
*