В провалы на месте заброшенной шахты «Пионер» в пригороде Кемерова постепенно затягивает целые дома. Чтобы приостановить разрушения, жители скрепляют стены железными прутьями.

Но несмотря на это, фундамент продолжает уходить в почву. По словам специалистов, контролировать движение пластов земли невозможно. Дело в том, что когда в Кузбассе закрывали более 40 угольных шахт, о нормах безопасности не думали. В настоящее время своды тоннелей держатся только на подгнивших деревянных опорах. Большинство выработанных шахт не функционируют уже с середины прошлого века. Самые опасные участки разработок находятся в городах Прокопьевск и Киселeвск. После землетрясения на Алтае в 2004 году почва здесь стала особенно подвижна. В зоне риска живут 13 тыс. семей. 7 лет назад вступила в силу программа строительства нового жилья в безопасных районах. Но пока возведена только треть от запланированных домов — в местном бюджете не хватает средств. Не исключено, что ещe больше вложений понадобится на защиту Транссиба. По одной из версий, провалиться под землю рельсы не должны — железную дорогу прокладывали по целинным землям.

Другие исследователи утверждают, что позднее под Транссибом вырыли шахтные уклоны, а значит грунтовые воды могут подмыть пласты породы. Несколько лет назад ученые ходили по дворам и выкупали у старых горняков карты заброшенных шахт. После их изучения, научные сотрудники предупредили чиновников о возможных массовых обвалах. Пока единственное, что могут сделать инженеры и спасатели — следить за состоянием осевших домов. С каждым днем их становится все больше. Новым обвалам рады только дети. Дело в том, что в котлованы из подземных источников приходит вода. В летнюю жару здесь можно купаться, а в холодные дни ловить рыбу.

Первый канал

***