&nbspДвое в масках подходят к новенькому Volkswagen Passat. Из спортивных сумок на ходу извлекается инструмент. Вороток ударом молотка загоняется в личинку замка водительской двери. Попытка провернуть не удается. Тогда к правой двери. Через шило молотком выбивается стекло. Проем одним движением очищается от осколков. Затем один человек ныряет головой вперед в салон, а второй, достав что-то, похожее на большую монтировку, пытается открыть капот.

Это угон. Правда, угонщики не настоящие, и все, что они проделывают с машинами, делается с позволения хозяев машин и в присутствии установщиков противоугонных систем. Более того, за этой попыткой наблюдают высокие милицейские чины ГИБДД и ГУВД Московской области. Идет реалити-шоу под названием «Угнать за 15 минут».

На шоу предоставлены два автомобиля, которые входят в десятку самых угоняемых иномарок в нашей стране: Volkswagen Passat и Volkswagen Touareg. Их, оборудованных противоугонными системами, что называется, по последней моде, требовалось завести и проехать несколько метров на глазах у изумленной публики.

Две команды в результате строго отбора администрацией сайта auto.ru благодаря своему профессионализму добрались до финала, то есть непосредственно до угона. Вряд ли это профессиональные угонщики. Скорее профессиональные электрики из автосервисов.Они скрывали свои лица под масками. Их под охраной привели на площадку, а после шоу, также, не допуская контактов со зрителями, увели.

Глядя на их работу — сердце обливалось кровью. Разбитое стекло — уже не казалось столь кощунственным актом. Когда угонщики, работавшие с VW Passat, отогнули при помощи монтировки край капота, и подложили туда молоток, так чтобы рука пролезла в отсек двигателя, стало совсем не по себе.

В это время вторая группа угонщиков, несмотря на то, что тоже выбила стекло у Touareg, работала более аккуратно. Один трудился в салоне, второй лазил по подкрылкам и под днищем автомобиля.

Угонщикам Passat удалось открыть капот за семь с половиной минут, после чего они вырвали сирену сигнализации. Команде угонщиков Touareg открыть капот так и не удалось, и все-таки они нашли и отключили блок сигнализации: автомобиль перестал кричать и мигать фарами. В этот момент, достав ножницы по металлу, угонщики Passat выкорчевывали блок управления двигателем и устанавливали свой, принесенный с собой. По рядам зрителей прокатился вздох: все, машину угнали… Однако не тут-то было. Закрутился стартер, но машина не завелась.

Прошло пятнадцать минут. У обоих автомобилей крутился стартер. Но машины не стронулись с места. Двигатели не заводились. Как заявляли сотрудники правоохранительных органов, 15 минут — это достаточное время для приезда экипажа на вызов. Но грустно было прерывать шоу незаведенных автомобилей. Поэтому, по просьбе жюри, сотрудники компании, установившей противоугонные системы, добавили угонщикам еще пять минут. Сотрудники правоохранительных органов не возражали: будем считать, что на улицах пробки, экипажи задерживаются — сообщили они. Видимо, им самим было интересно посмотреть на то, как будут развиваться события. Но и 20 минут не хватило угонщикам, чтобы обезвредить блокировки машин. Ни одна из них так с места и не сдвинулась.

Зато, по словам представителя компании, защитившей данные автомобили, они, как установщики противоугонных систем, почерпнули для себя много интересного. Ведь им еще ни разу не приходилось видеть саму попытку угона. Обычно они сталкиваются только с последствиями.

Не дать машине уехать

Для того, чтобы обезопасить машину от угона, на нее необходимо устанавливать комплекс защитных средств. Одной сигнализацией или штатным иммобилайзером автомобиль от опытного угонщика не спасти, утверждает директор по развитию одной из известных компаний на рынке систем безопасности автомобилей Игорь Хереш.

Никогда ни одно самое умное, самое навороченное, но отдельно стоящее противоугонное устройство не будет эффективно. Требуется именно комплекс средств. Что такой комплекс должен в себя включать? Помимо автосигнализации и штатного иммобилайзера, в него должны входить дополнительные механические и электронные средства. И только тогда мы можем с большей уверенностью говорить, что машина «не уйдет». Если стоит одно противоугонное устройство, то придет хороший электрик и отключит его… Если стоит комплекс, то даже очень хорошему электрику понадобится время, чтобы его отключить. А если там стоят еще и механические противоугонные средства, то времени угонщику понадобится гораздо больше.

Начинать выбор системы надо все-таки с сигнализации, но не стоит ей ограничиваться. Без нее любой комплекс будет неполным. Просто необходимо понимать, какую реальную преграду она ставит перед угонщиком. Конечно, сигнализация честно закричит в случае, если откроется дверь, капот или багажник, при ударе отработает датчик. Но вот блокировками двигателя простые системы, как правило, не блещут. Борьба с ними заканчивается после нахождения центрального блока. Именно поэтому при выборе стоит обратить внимание на сигнализации с цифровым, кодированным управлением блокировками, по штатной проводке или отдельному проводу. В этом случае, даже если центральный блок будет найден, завести машину невозможно, пока не будет найдено местонахождение самого блокирующего элемента.

Защита капота

Главное, чтобы каждый элемент комплекса был грамотно подобран так, чтобы один защищал другой. И чтобы сдача одного элемента не отключала бы всю систему. Например, угонщик открыл капот, забрался в подкапотное пространство — именно там устанавливается большинство блокировок. Значит, надо сделать так, чтобы капот не просто открывался. Один из самых удачных вариантов — установка замка капота. Он несет в себе сразу несколько функций. Во-первых, закрывает доступ к орущей сирене, во-вторых — к блокировкам двигателя, которые в этом варианте находятся под капотом. В результате, угон становится невозможным без открытия капота. А это дополнительное время, за которое, собственно, мы и боремся. Время угона автомобиля по статистике составляет не более 15 минут. Обычно это выглядит так: угонщик приходит, пытается, не получается — бросает. Конечно, речь не идет о специально заказанных автомобилях, на которые может быть потрачено многократно большее время…

Блокировки можно разместить в салоне, но их, скорее всего, найдут. Под капотом угонщику рыться менее удобно, потому в это время он находится на виду. Поэтому доступ в подкапотное пространство должен быть хорошо защищен. При одной из попыток угона угонщики открыли капот, сняв оба поворотника, — они знали, что на данной модели поворотники отделены от блока фар. Это позволило получить доступ к тросу замка капота. Угнать машину, правда, все равно не смогли. Была обнаружена только одна из блокировок, расположенных в штатной проводке, а несколько других обнаружены не были.

Не заводится

В комплекс также должен входить дополнительный иммобилайзер, задача которого — не дать завести машину.

Почти каждая современная машина оборудована штатным иммобилайзером. Обходить его можно разными путями. Самый простой — это принести свой блок управления двигателем, в прошивке которого отсутствует запрос чип-ключа. Вставляете блок, и машина заводится чем угодно, хоть простой болванкой. Но с этим можно бороться. Теперь делают так, что принесенный на машину блок просто не подходит к машине. Угонщик принес его, поставил — и ничего не произошло. Бывает, сгорает блок угонщика.

Поэтому желательно устанавливать дополнительный иммобилайзер. Лучше, чтобы он не просто не давал завести машину, а позволял защитить ее от захвата… Ведь бывают и такие случаи: вышли вы из магазина, положили вещи в багажник, сели, поехали. Вдруг вы услышали страшное дребезжание сзади автомобиля. Вы в шоке открываете дверь, выходите посмотреть, что там дребезжит, не глуша двигатель. Сзади вам привязали обыкновенные жестяные банки. Пока вы их отвязываете, угонщик садится за руль и уезжает. Причем, даже если его поймают — это не угон, это мелкое хулиганство: стоит машина заведенная, дай доеду до булочной. Есть системы, которые позволяют с этим бороться. Машина проедет некоторое время — 20-30 секунд и встанет.

Очень часто дополнительные иммобилайзеры устанавливаются так, что угонщик не знает об их присутствии… Они не орут, не мигают огнями, у них нет светодиода. Они оснащены реле блокировки. Чем больше этих реле установлено, и чем сложнее сделаны блокировки, тем больше шансов, что машина останется на месте.

Одна из новых интересных разработок — это автомобильный иммобилайзер, который распознает владельца по отпечатку пальца. Также существуют иммобилайзеры, реле, блокировки которых погружаются в бензобак. Для их деактивации у некоторых автомобилей приходится снимать бензобак. Хотя некоторые угонщики научились обходить и эти хитрости.

Замок на коробке — не спасение

Нет таких автоворов, которые приходят со своей канистрой, со своим блоком управления двигателя, неимоверно классно разбираются в электронике, и не менее классно — в механике. Ведь есть еще и механические средства защиты. Например, замки на коробку передач или на рулевой вал.

Некоторые механические защиты — эффективны, некоторые — категорически неэффективны. Зачастую в автосалонах убеждают людей поставить на автомобиль замок на автоматическую коробку передач, как панацею от любых попыток угона. Все понятно, салону это выгодно: процедура установки несложная, замок стоит прилично. При установке дополнительных защитных систем приходится разубеждать автолюбителей в том, что механически их машина уже защищена. Достаточно открыть капот и посмотреть, как от ручки переключения передач идет тяга к коробке. На некоторых популярных моделях отсоединить ее проблем не составляет. Затем остается только руками под капотом поставить флажок переключения передач в режим «драйв». Более того, на некоторых машинах это можно сделать через колесную арку, не открывая капота.

Так что механическая защита на АКПП, какой бы хорошей она ни была — не всегда эффективна. Угонщик даже не будет возиться с ней, он просто сбросит тягу и переключит передачу, не трогая ручки переключения.

Как это бывает

— Нередко к нам привозят на эвакуаторах автомобили, которые пытались угнать, — рассказывает Игорь Хереш. — Для нас это единственная возможность посмотреть на результат попытки угона. На прошлой неделе привезли Toyota Camry. Вывернута личинка дверного замка, свернут замок зажигания, из разъема блока управления двигателем торчат провода. Что это значит? Значит, пришли со сверткой, вынули блок управления, поставили свой, попытались завести — не завелась. Все, ушли. Потому что проще найти такую же Toyota, на которой ничего нет. А тут стояли замки капота, блокировки, сигнализация — тут стоял противоугонный комплекс.

А вот другой случай. На фотографии Lexus. Все нутро выворочено. Этот Lexus, по всей видимости, очень был нужен угонщикам, потому что его явно «вели», — продолжает Игорь Хереш. Но так как «вели» явно по заказу, то «дергали» его не пятнадцать минут, а сколько было возможно — несколько часов. Отволокли от гаража в сторону леса, и там уже разбирались. Спутниковая поисковая система была обезврежена первой. Я не говорю, что спутники — это плохо. Пусть он будет, но вкупе с комплексом других защитных средств.

Нужно понимать, на какую машину что устанавливать. Одной машине достаточно одного замка капота, другой их нужно два. В одной блок управления двигателем установлен под капотом, в другой в салоне. Если он установлен в салоне, то понятно, что его проще заменить, потому что в салоне удобнее работать, чем прыгать вокруг капота, пытаясь его открыть, а потом в нем «ковыряться».

Почему у угонщиков популярна Honda Accord или многие модели Toyota? Возможно и потому, что обход штатных противоугонных систем в этих автомобилях достаточно несложный. Поэтому, чтобы защитить эти машины, приходится придумывать, как максимально усложнить процесс их обезвреживания.

Сервис в помощь

Частая ситуация. Ставят машину на сервис на несколько дней, если сложные работы, например, кузовные. За это время в сервисе спокойно могут отыскать все блокировки, ставят перемычки. Вы забираете машину из сервиса, ставите ее на охрану, она ставится. Сигналит фарами и сигналом. Вы снимаете — она снимается, и сигнализация об этом тоже сообщает. Но при этом, даже в режиме охраны, если вы попытаетесь завести машину — она заведется. Иммобилайзер понимает, что режим охраны включен, он пытается блокировать, но блокировать нечего — везде перемычки стоят. Это называется подготовка машины к угону.

— Нам приходилось видеть и такие случаи, — рассказывает Игорь Хереш. — Все реле найдены и обезврежены, везде стоят перемычки.

Отсюда совет: когда вы отдаете машину на сервис или даже на мойку, не ленитесь ставить все системы в так называемый сервисный режим. Другое его название — «Valet». Сервисный режим позволяет отдавать машину с одним штатным ключом. Все брелки снимаете и отдаете только автомобильный ключ. В этом режиме все дополнительные противоугонные системы не работают. И у сервиса нет возможности подписать к вашей системе брелок, метку и т.д.

Сам себе угонщик

Понятно, что каждый раз ставить все, чем оборудован автомобиль, просто не удобно. Надо нажимать много кнопок, помнить все коды, куда-то звонить. Но если вы хотите остаться с машиной — это надо делать.

— К нам часто приезжают клиенты, — рассказывает сотрудник центра автомобильной безопасности, — например, на установку аудиосистемы, на работы по тонированию стекол, и отдают нам ключи с брелком, с меткой. Если машина оборудована спутниковой системой, то зачастую под водительским козырьком записан код системы.. Ему лень позвонить в спутниково-поисковую компанию и попросить поставить систему в сервисный режим. Вместо этого он говорит нашим менеджерам код там-то и там-то. И все. Я не знаю, как это назвать, человек специально саботирует работу противоугонной системы.

Очень часто гарантийные талоны об установке противоугонных систем оставляют в бардачке. А в талоне написаны схемы установки блокировок. Этот единственный документ остается у клиента. У нашей компании нет базы данных. Если бы она была, то, условно говоря, на Митинском рынке имела бы огромный успех. Потому что в ней: имя, фамилия клиента, марка, год выпуска автомобиля, и список что стоит и где. Информация после выполнения заказа уничтожается, и единственная информация по этой машине — у клиента.

Но бывает, что автомобилисты хранят эти талоны в бардачке. Угонщику остается только посмотреть, где что установлено и быстро избавиться от блокировок и прочего.

Цена вопроса

Если машина входит в десятку самых угоняемых, то и защищать ее надо серьезно, чтобы было несколько степеней защиты. Порядок цен на такие системы составляет 2,5-3 тысячи долларов. Touareg, который участвовал в шоу, был оборудован системой стоимостью менее 2,5 тысячи долларов, но угонщикам потребовалось бы несколько часов, чтобы ее обезвредить. Комплекс на Passat стоил ориентировочно 1600 долларов. На нем нашли и обезвредили больше половины противоугонных средств.

Существуют более дешевые варианты. Но их надо устанавливать на машины, которые не входят в число самых угоняемых. Такой комплекс обойдется примерно в 800-1000 долларов.

Для машины, которая входит в число угоняемых, — противоугонный комплекс, который стоит 6-7 процентов стоимости автомобиля — это нормально. Для машин, которые не входят в это число, — бюджет может быть соизмерим с 2-3 процентами от стоимости. Максимальная стоимость противоугонных комплексов, в которые не входят функции комфорта, — около 3 тысяч долларов.

Комфорт

GSM-пейджер, который будет сообщать на ваш мобильный телефон, что происходит с машиной. Вы можете позвонить и узнать, где она стоит. Можете завести и заглушить ее с мобильного. При этом вы можете это сделать, даже находясь за много километров от нее. Лишь бы она была в зоне действия мобильной связи. Никакие другие устройства с двусторонней связью не работают на таких больших расстояниях… Все это почти не влияет на противоугонные особенности — это комфорт.

Нужен ли вообще автомобилю пейджер? Если вы оставляете машину на расстояниях, при которых автомобильные пейджеры не могут уверенно принимать сигнал, — пейджер вам не нужен. Желательно, чтобы пейджер был с контролем канала, который будет сообщать вам, что вы вышли из зоны контакта с автомобилем.

Представьте, в три часа ночи пейджер вам сообщил, что у машины разбили стекло. Что вы сделаете? Выйдете посмотреть? Угонщики только этого и ждут. Потребуют ключи, метки, все остальное — и уедут. Поэтому выходить не стоит. Машина должна уметь сама за себя постоять, и не дать себя завести. Пейджер полезен и в том случае, если, например, машину угоняют, погружая на эвакуатор. В этом случае машина защитить себя не сможет. Ей понадобится ваша помощь.

В целом, противоугонный комплекс — это «пошив костюма на заказ». Конкретный хозяин, с его пожеланиями, конкретный автомобиль, конкретные условия эксплуатации. Все сугубо индивидуально.

Владимир Баршев

Дата публикации 2 июня 2006 г.

"Российская газета"

***