Этот же крупнейший производитель спортинвентаря оденет и обует судей, официальных лиц и волонтеров, занятых на ЧМ, а также сборную Германии и еще пять команд – участниц финального турнира.

1954 год. Швейцария. Первый послевоенный чемпионат мира по футболу. Немецкий сапожник, владелец небольшой фирмы по пошиву спортивной обуви и одежды Адольф Дасслер (Adolf Dassler) ощущает себя напрямую причастным к нежданному чемпионству немецкой команды – тому, что через 60 лет назовут чудом в Берне. Но мог ли представить Ади, собственноручно прикручивая шипы на бутсы Фрица Вальтера (Fritz Walter) и его товарищей по команде, в какую гигантскую империю превратится созданная им в родном Херцогенаурахе и названная по его имени и фамилии компания Adidas.

В прошлом году собственные доходы Adidas от продаж спортивной одежды, обуви и экипировки составили более 6 миллиардов евро. А прикупив американского конкурента Reebok, Adidas увеличил свой годовой доход до суммы свыше 10 миллиардов евро, вплотную приблизившись к своему главному конкуренту – Nike.

Возможно, в год чемпионата мира американцев удастся оставить позади. Только на продажах футбольной экипировки и сувениров фирма намерена заработать свыше миллиарда евро. К тому же на ЧМ Adidas экипирует не только немецкую сборную и еще пять команд финалистов, но и всех арбитров, официальных лиц, волонтеров и прочих помощников и помощниц. И футбольный мяч чемпионата, названный «Teamgeist» – «Командный дух», – тоже украшен эмблемой Adidas.

Впрочем, не меньше, чем «Командный дух», мячу чемпионата подошло бы имя «Дух глобализации»: дизайн мяча разработали в Германии, резина поставлялась из Индии, внутренняя хлопковая прокладка – из Вьетнама, кожа – из Кореи, а резиновый клей – из Таиланда. Собрали все это воедино также в Таиланде, но – на японской фирме. Сбывают же мячи, естественно, по всему миру. И если непосредственно для чемпионата изготовлено 2650 мячей, то продать их Adidas рассчитывает не менее десяти миллионов (мяч прошлого мирового первенства разошелся в количестве шести миллионов экземпляров).

Да и сама фирма – символ глобализации и интернационализма. Производства Adidas разбросаны по всему миру (с уклоном, правда, на Азию), а в головном офисе компании, в родном Херцогенаурахе, трудятся сотрудники 53 национальностей. Может, это и приносит успех в мире современного, не знающего границ спорта?

Александр ЛЕВИТ

«Русская Германия»

N- 22/2006 05.06 — 11.06

*