В 2004 году МАП России предлагает провести мероприятия, посвященные Всемирному дню защиты прав потребителей, под девизом «Информация о товаре, работе, услуге как основа реализации права потребителей на осознанный выбор». Вопросы информирования потребителей постоянно находятся в центре внимания антимонопольных органов, в том числе и в работе по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения с участием потребителей.

Эта проблема нашла свое отражение в подготовленном законопроекте «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс Российской Федерации». Так, проектом предусматривается внесение дополнения в статью 10 Закона, устанавливающего обязательное требование к информации о присутствии в составе продуктов питания генетически модифицированных источников или генетически модифицированных компонентов.

Главная задача сегодня – научить потребителя пользоваться информацией, которая должна быть предоставлена ему в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Работа в области информирования строится по нескольким направлениям:

— через периодические средства массовой информации, в которых ведутся тематические рубрики, а также специализированные выпуски печатных изданий субъектов Российской Федерации, местные средства массовой информации, выступления на радио и телевидении. Материалы ориентированы на доведение до потребителей информации об их правах и существующих возможностях их защиты;

— через выпуск научно-популярной литературы, сборников нормативных правовых актов по проблемам защиты прав потребителей;

— через выпуск докладов о защите прав потребителей, сборников по результатам семинаров для специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей;

— через подготовку учебной и учебно-методической литературы по курсу «Основы потребительских знаний».

В России консультирование потребителей осуществляется рядом федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей. При этом консультирование ведется, в основном, по вопросам восстановления нарушенных прав потребителей. Необходимо расширение традиционной области консультирования за счет предоставления потребителям информации о товарах и услугах, обеспечивающей транспаретность способов производства и потребительских характеристик. Независимое консультирование в этой сфере может предоставить потребителям возможность самостоятельного выбора под собственную ответственность.

В связи с этим особенно актуальным является формирование систематизированной базы информационных ресурсов для консультирования потребителей (создание инфотеки). МАП России формирует в настоящее время первоначальный массив информационных ресурсов. Эта работа проводится, в том числе, и в рамках научно-исследовательских работ Министерства.

Полученные результаты послужат основой для инфотеки и обеспечат единообразный подход к консультированию потребителей на территории Российской Федерации.

На следующем этапе предполагается сосредоточить внимание на развитии консультирования потребителей с использованием потенциала системы публичных библиотек. Включение в просвещение потребителей библиотечной системы имеет огромную перспективу. Через библиотеки можно не только осуществлять информирование потребителей, но и организовать консультирование потребителей в библиотеках, создание на их основе клубов потребителей. Российские библиотеки располагают огромным информационным потенциалом, высококвалифицированными кадрами.

Сегодня потребители России, а также многие предприниматели, специалисты органов местного самоуправления, других структур испытывают острую потребность в информации, касающейся как законодательного регулирования вопросов защиты прав потребителей, так и потребительских характеристик различных товаров и услуг.

В этих условиях сложно переоценить роль библиотек в удовлетворении спроса на информацию, в формировании нового российского потребителя. Совместная работа антимонопольных органов и библиотек в этом направлении уже ведется. В ряде регионов налажено конструктивное сотрудничество, заключаются соглашения о совместной деятельности, проводится целый комплекс совместных мероприятий.

При планировании мероприятий, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей, необходимо особое внимание уделить вопросам надлежащего информирования потребителей, а также проведению специальных акций, направленных на разъяснительную работу с предпринимателями в части соблюдения законного права потребителей на полную и достоверную информацию.

Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса

*