Настанет ли день, когда по российским дорогам будут разъезжать Lada, собранные в Тольятти по китайским технологиям? Экспертам этот прогноз вовсе не кажется фантастикой. Ведь, как стало известно “Ведомостям”, Шанхайская автомобильная корпорация предложила “АвтоВАЗу” рассмотреть возможность совместной сборки ее автомобилей.

Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC) входит в десятку китайских автопроизводителей и владеет 50 заводами, производящими легковые и грузовые автомобили, тракторы, мотоциклы, автобусы и запасные части. Компания принадлежит государству. Объем продаж в I квартале 2006 г. составил 301 000 автомобилей, чистая прибыль – 223 млн юаней ($27,82 млн). В 2005 г. “АвтоВАЗ” произвел 721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. составила 132,5 млрд руб., чистая прибыль – 1,4 млрд руб. 64% акций завода принадлежат его же “дочкам”. В конце декабря 2005 г. предприятие перешло под управление менеджеров из ФГУП “Рособоронэкспорт”.

Как стало известно “Ведомостям”, в мае с предложением об организации сборки своих автомобилей к “АвтоВАЗу” обратился шанхайский автоконцерн SAIC. Два источника, близких к “АвтоВАЗу”, утверждают, что менеджмент завода не сказал китайцам ни да ни нет. От официальных комментариев в российском автоконцерне воздержались. С представителями SAIC связаться не удалось. Но руководитель Российско-китайского центра торгового сотрудничества Сергей Санакоев подтвердил, что SAIC действительно ищет пути выхода на российский рынок. По его словам, консультации на этот счет ведутся не только с “АвтоВАЗом”, но и с группой “Сок”. Пока обсуждаются общие параметры возможного сотрудничества — может ли сборка моделей SAIC быть организована на мощностях российских производителей или нужен новый завод, рассказывает Санакоев. В “Соке” это не комментируют.

Менеджмент “АвтоВАЗа” с февраля ищет иностранного партнера и ведет переговоры с Fiat, DaimlerChrysler и Renault. Французы готовы купить до 20% акций “АвтоВАЗа” взамен на совместные разработки новых машин и возможную организацию на “АвтоВАЗе” производства моделей Renault.

В отличие от тех, с кем пытается договориться “АвтоВАЗ”, SAIC не выпускает машины под собственным брендом. Зато китайцы умеют работать в партнерстве — у SAIC есть совместные предприятия с General Motors (выпускает модели Cadillac, Buick и Chevrolet Epica, Aveo, Sail, Lova, SRV) и Volkswagen (Santana, Passat, Polo, Gol и Touran). Компания владеет 49% акций корейской Ssang Yong, модели которой по лицензии в России выпускает “Северсталь-Авто”. А еще в 2004 г. шанхайский производитель едва не стал владельцем контрольного пакета акций английской компании Rover, которую британцы считают своим национальным достоянием. Сейчас у SAIC есть лицензия на выпуск под собственным брендом нескольких моделей Rover.

А в России, по словам Санакоева, SAIC может предложить собственную новую модель для сборки. И будущее, в котором россияне будут разъезжать по стране на китайских Lada, экспертам вовсе не кажется фантастическим. Когда-то так же смеялись над корейским автопромом, но сейчас Hyundai — самые продаваемые в России автомобили, напоминает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. “Возможно, сотрудничество с китайцами — последний шанс «АвтоВАЗа» закрепить свои позиции как производителя дешевых автомобилей”, — считает он. Правда, предпочтительно, чтобы это сотрудничество началось не прямо сейчас, думает эксперт. “Китайцам еще 2-3 года надо поработать над улучшением качества автомобилей и их надежностью, а после этого «АвтоВАЗу» имело бы смысл наладить с ними сотрудничество”, — согласен независимый эксперт авторынка Сергей Алексейчук.

Если SAIC договорится с “АвтоВАЗом” или “Соком”, продукция китайского автопрома буквально наводнит Россию. Китайская Chery уже начала сборку своих моделей в Калининграде на “Автоторе”, Great Wall хочет строить завод в Татарстане. Переговоры с “Автотором” о сборке своих моделей сейчас ведет и китайская Geely, рассказали “Ведомостям” два источника, близких к китайскому автоконцерну. Все три проекта будут использовать льготы особых экономических зон, а новосибирская “Чери Моторс” рассчитывает беспошлинно ввозить в страну комплектующие по постановлению о промсборке машин. Руководитель направления продаж китайских автомобилей компании “Инком-Авто” Алексей Сорокин считает, что Chery уже в этом году продаст в России 17 000 машин, а в 2007 г. Chery и Geely по силам преодолеть планку в 60 000-70 000 машин. Дальше они начнут отвоевывать рынок у корейцев и “АвтоВАЗа”, если он не договорится с другими китайцами, отмечает Сорокин. Но чиновники не верят, что “АвтоВАЗ” решится на такое. “Денег из инвестфонда под этот проект им не получить”, — утверждает чиновник правительства.

Юлия Федоринова

Ведомости

02.06.2006, №99 (1626)

Ведомости

*