На ближайшем заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам депутаты планируют обсудить новую систему взимания акцизов на табачные изделия. Если она будет введена, то эксперты ожидают повышения цен на курево. Однако, считают сторонники идеи, эти «издержки» сто крат будут перекрыты очевидными преимуществами, которые сулит новая система.

Сегодня, напомним, акциз на табачные изделия взимается по так называемой смешанной схеме. Она включает в себя как специфическую составляющую (установленную в рублях), так и адвалорную (в процентах от отпускной цены). Предложения депутатов основаны на том, чтобы взимать акциз исключительно по специфической схеме, то есть установив твердую ставку в рублях, причем выше, чем сегодня. По их мнению, это существенно облегчит администрирование налога и приведет к росту поступлений от него в бюджет, поскольку позволит перекрыть схемы, связанные с манипулированием отпускными ценами. Естественно, ставку налога придется каждый год индексировать, учитывая уровень инфляции в стране.

«РГ» попросила прокомментировать новые поправки в Налоговый кодекс авторов идеи.

Компетентно

Игорь Игошин, Андрей Буренин, члены Комитета ГД по бюджету и налогам:

— Любые аргументы в пользу изменения схемы взимания акциза и его резкого повышения наталкиваются, по существу, на одно-единственное возражение: табак — товар социальный. Дескать, повышение налогов приведет к подорожанию табака, а значит, вызовет недовольство в обществе.

Мы не отрицаем, что, если взимать налог по специфической ставке, в наибольшей степени подорожание коснется дешевых изделий. Но у данной медали, впрочем, есть и обратная сторона. Дешевые изделия одновременно и более доступны (то есть стимулируют к более активному потреблению табака), и наименее качественны. Оба эти фактора наносят «двойной удар» по здоровью наименее обеспеченного потребителя. Вряд ли это можно считать общественным благом или проявлением «социальной справедливости».

Политика пониженных налогов на дешевые табачные изделия, принося сиюминутные политические дивиденды, в стратегической же перспективе наносит тяжелейший удар по здоровью нации. Делая сигареты более доступными, государство способствует росту потребления табака и расширению числа курильщиков. Это негативно отражается на развитии человеческого потенциала страны и имеет очень тяжелые, а главное, долгосрочные последствия.

Между тем альтернатива подобной политике вполне реальна. Как показывают исследования, повышение цен на сигареты ведет к существенному снижению их потребления. Так, для развитых стран (например, США) установлена следующая зависимость: рост цены на 10 процентов ведет к снижению потребления примерно на 4 процента. Для стран с более низким уровнем жизни (к которым относится и Россия) данная зависимость проявляется еще ярче. И при повышении цен на 10 процентов потребление табака падает на 8 процентов.

Особенно важно то, что повышение цен позволяет предотвращать распространение курения среди молодежи. Сегодня, когда цена пачки сигарет может составлять 8 рублей (что, заметим, вдвое дешевле, чем поездка в Московском метро), в России регулярно курят от 40 до 50 процентов подростков. Это очень опасная цифра. Между тем, как показали исследования в США, молодежь гораздо более чувствительна к повышению цен на табачные изделия. Подобный результат легко объясним: молодые люди менее обеспеченны и менее зависимы от никотина. Так, повышение цен на 10 процентов в среднем приводит в США к сокращению молодых курильщиков до 6 процентов. То есть эта категория курильщиков сокращает потребление опасной продукции в полтора раза активнее. Таким образом, в России такой же прирост цен мог бы вызвать сокращение потребления табака среди молодежи до 12 процентов.

В России в цене даже «восьмирублевой» пачки акциз вряд ли достигает 2 рублей, то есть четверти от розничной стоимости. Мы считаем, что в стране необходимо сформировать новую стратегию взимания табачных акцизов. Во-первых, проводить поступательное, существенно превосходящее инфляцию повышение налога, которое может проводиться ежегодно в рамках индексации всех акцизов. Во-вторых, добиться опережающего роста доли налога в стоимости дешевых сигарет. Это может быть достигнуто, в частности, за счет перехода к его сбору на основе специфической ставки.

На фоне несомненного выигрыша с точки зрения здоровья нации бюджетные соображения отходят на второй план. Однако подобная практика выгодна и с точки зрения роста государственных доходов. Если в цене все той же 8-рублевой пачки акциз составляет примерно 25 процентов, то повышение ее цены на 10 процентов (80 копеек) за счет повышения налога будет, грубо говоря, равносильно росту акциза (а значит, и поступлений в бюджет) на 40 процентов. И даже с учетом сокращения потребления казна все равно получит существенную прибыль.

«Российская газета» №115 (4081), 1.06.06

*