О неистребимом, казалось бы, взяточничестве гаишников на наших дорогах в народе ходят злые анекдоты. Чего только не предпринимало милицейское начальство, чтобы извести в России эту напасть, — без толку. Брали, берут и, уверены почти все, будут брать. Тем удивительнее показалась весть, что проблему лихоимства пытаются весьма оригинально решить в отдельно взятом городе. А именно — в Самаре. На городских перекрестках милиционеры с жезлами обходительны с водителями и при виде предлагаемых денег краснеют, как институтки, и возмущенно машут руками. Почему так — выяснял наш корреспондент.

Из кабинета начальника Самарского ГАИ Игоря Рудакова далеко видать. От всевидящего ока не скрыться ни в центре города, ни на окраине. На экране его ноутбука разглядываем оживленный перекресток двух самарских улиц.

— Эта телекамера установлена на 16-м этаже углового дома, поэтому машины в ее объективе кажутся крошечными, — поясняет Рудаков. — Но мы в любую секунду можем увеличить изображение и все рассмотреть в деталях. Даже госномера на автобусах и «Жигулях». Однако здесь нарушений правил дорожного движения нет. Посмотрим дальше…

Начальник ГАИ щелкает клавишей, и картинка меняется. Теперь на мониторе — дорожная ситуация в противоположном конце Самары. Рудаков быстро увеличивает картинку. Понятно почему: иномарка из крайнего правого ряда делает поворот налево. Видим, как инспектор тут же жезлом и свистком останавливает нарушителя. По собственному опыту знаю: сейчас он проверит документы и не спеша поведет нарушителя к стоящей на обочине милицейской машине, где сидит напарник. В салоне автомобиля попавшийся лихач облегчит свой кошелек, а потом спокойно поедет дальше.

Но привычный сценарий на моих глазах дал сбой. Разбирательство на обочине идет у всех на виду. Оказывается, начальник городского отдела ГАИ давно запретил усаживать нарушителей в милицейские машины. И даже приближаться к ним ближе чем на три метра. Понятно почему: в телекамеру не разглядишь, чем завершится диалог внутри патрульного автомобиля. Поначалу случались попытки обойти запрет. В надежде, что не увидят. Тогда Рудаков тут же вызывал провинившегося инспектора на связь и интересовался причиной игнорирования его указаний. И весь ужас положения «взяткоемких» служителей свистка и жезла заключается в том, что никто из них не знал и не знает, на каких именно крышах высотных домов установлены миниатюрные телекамеры. И главное — сколько их вообще. Эти секреты их начальник бережет пуще глаза.

Настойчивые телефонные звонки отрывают начальника самарского ГАИ от компьютера. Слышу вопросы:

— Игорь, что у тебя за телекамеры на дорогах? Может, расскажешь?

Это коллеги из других городов. Прослышали про опыт Рудакова, хотели бы использовать его и в своей работе. Использовать можно, но для этого хорошо бы иметь опыт и знания начальника Самарского ГАИ. По образованию он технарь. Окончил авиационный институт. По специальности работу не нашел. Отец — отставной полковник милиции — посоветовал пойти по его стопам. Так Игорь Александрович стал в ГАИ инженером по организации движения. Дорожными развязками, транспортными потоками и прочими проблемами занимался несколько лет. Быстро освоился, предлагал нестандартные решения, и начальство это оценило. Назначили сначала начальником отделения ГАИ самого большого в Самаре Промышленного района, потом командиром батальона дорожно-патрульной службы. Молодой руководитель уже с первых лет службы в милиции понял, казалось бы, простую истину. Чтобы изучить психологию нарушений, нужен контакт с водителями. Никем не скорректированный, доверительный, прямой. И Рудаков этот контакт организовал еще лет пять назад. На его имя по интернету приходят десятки писем от тех, кто за рулем. Водители отмечают малейшие нарушения со стороны инспекторов, рассказывают о причинах транспортных происшествий, об оставленных без присмотра машинах, о взятках на дорогах.

Причем характер этой почты все больше меняется, особенно после начала осуществления его идеи с телекамерами на крышах. За последний месяц получил более полусотни положительных отзывов о работе своих инспекторов.

О телекамерах на дорогах он думал давно. Хорошо представлял себе технологию передачи сигнала до своего кабинета. Прикидывал расходы. Они оказались не столь значительными. Установка одной «точки» обходится примерно в 10 тысяч рублей. Нуждами ГАИ прониклись местные связисты. Интерес к новому делу проявили охранные предприятия. И дело пошло. Круглосуточная съемка теперь ведется и на пяти стационарных постах, расположенных на выезде из города. Причем фиксируется не только передвижение людей и транспорта, но и звуки. Ведь задача «Пандоры» — так называют эту программу — гораздо шире, чем обычный контроль за работой инспекторов. Камеры фиксируют ДТП и бесстрастно показывают, кто виноват. Они могут отслеживать машины, на которых пытаются скрыться преступники, считывать госномера угнанных автомобилей.

О серьезных результатах говорить рано, ведь сделаны только первые шаги. Но мировой опыт говорит о том, что с помощью телекамер на дорогах раскрывается около трети происходящих на них преступлений.

А знакомый инспектор ГАИ дал понять, что «Пандора» никаких положительных эмоций у определенной части гаишников не вызывает. Только отрицательные. Кто бы сомневался… Не всем по нраву терять неправедные легкие деньги.

«Труд» №96, 31.05.06

***