Завтра по всей России подразделения ГИБДД начнут принимать экзамены на водительские права по новым правилам. Таким образом чиновники начали выполнять поручение президента Владимира Путина изменить «поставленную на коммерческий поток» систему получения прав. В отредактированные экзаменационные билеты попали новые дорожные знаки и правила дорожного движения, вступившие в силу в январе.

Как удалось выяснить Ъ, в ГИБДД готовят и более строгую методику приема экзаменов. Независимые эксперты считают, что такие меры лишь усилят коррумпированность системы получения прав.

С 1 июня подразделения ГИБДД начнут принимать теоретический экзамен на водительские права по новым билетам. Как рассказал Ъ их автор, руководитель одной из столичных автошкол Геннадий Громоковский, изменения вносились в связи с вступлением в силу в январе 2006 года новых правил дорожного движения (ПДД). «Изменения в ПДД были подписаны правительством РФ очень поздно – в декабре, поэтому подготовить новые билеты сразу мы не успели,– объяснил господин Громоковский.– Нужно было время, чтобы издать билеты и переоснастить все подразделения ГИБДД, особенно там, где экзамены принимаются на компьютерах. Поэтому было решено, что вступят в силу они в июне».

В новую редакцию экзаменационных вопросов, например, внесены «запрет на езду без ближнего света фар вне населенных пунктов», а также новые дорожные знаки, которые были установлены на дорогах еще в начале весны, в частности «Искусственная неровность» (специальный знак для обозначения «лежачего полицейского»), а также зональные знаки (их действие распространяется на определенную территорию, а не на одну сторону проезжей части, как большинство знаков особого предписания). Всего из 28 новых дорожных указателей в вопросах упоминаются 9. Не попали в билеты в основном информационные знаки – «Затор», «Пляж или бассейн», «Зона радиосвязи» и так далее. «Общее число вопросов не поменялось – 40 билетов по 20 вопросов в каждом»,– рассказал Ъ господин Громоковский. «Правила перевозки детей мы не стали трогать: согласно распоряжению премьера Михаила Фрадкова, они вступят в силу только с 1 января 2007 года»,– добавил Ъ господин Громоковский.

Между тем, как удалось выяснить Ъ, в планах ГИБДД изменить и саму методику аттестации, ужесточив ее. Сегодня при сдаче экзамена на права будущий водитель отвечает на 20 вопросов из разных блоков (например, «Скорость движения» или «Общие обязанности водителей»), при этом он может сделать лишь две ошибки. «Сейчас специалисты рассматривают иную схему аттестации,– рассказали Ъ в ГИБДД.– Если человек делает ошибку, то он будет обязан ответить еще на пять дополнительных вопросов из того же блока без единой ошибки».

О необходимости изменения системы аттестации будущих водителей в ноябре 2005 года заявил президент Владимир Путин. Тогда он дал правительству поручение снизить смертность на дорогах, в частности, с помощью реформы системы подготовки водителей. «Сегодня система получения прав фактически поставлена на массовый коммерческий поток,– отметил тогда президент.– Аттестационный экзамен часто превращается в пустую формальность – только деньги плати и получай права».

«Очевидно, что поручение Владимира Путина надо как-то срочно выполнять, что ГИБДД и делает,– считает глава Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.– Ужесточение методики приведет только к росту желающих приобрести права за деньги, не сдавая экзаменов». Как сообщил Ъ господин Травин, сейчас в Москве можно приобрести водительское удостоверение за $500 «не выходя из дома» и за $300, придя в ГИБДД. По полученным таким образом правам ездят не менее 10-15% водителей только в Москве. «Суть от этого не меняется, ведь система сдачи прав так и останется насквозь коррумпированной,– отметил депутат Госдумы Виктор Похмелкин,– вряд ли ГИБДД когда-нибудь добровольно отдаст такую кормушку».

ИВАН Ъ-БУРАНОВ

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 96 (№ 3427) от 31.05.2006, СР

КОММЕРСАНТЪ

*