31 мая 1670 года под Самарой появились отряды Степана Разина. В то время Самара была крепостью, обнесенной высоким частоколом со сторожевыми башнями на углах. Здесь находился небольшой гарнизон во главе с воеводой Иваном Алфимовым — около 100 конных и 200 пеших стрельцов, нескольких пушкарей. Под стенами крепости находились посадские и крестьянские дворы, торговые лавки, базар. Захватив эту слободу, мятежники начали штурм крепости. Были сожжены две сторожевые башни, но прорваться внутрь повстанцы не смогли, и вынуждены были встать лагерем в трех верстах от крепости, поджидая подкрепления.

В конце августа к Самаре подошли новые отряды Разина. Жители крепости, боясь полного разорения, подняли восстание, открыли ворота и встретили разинцев как дорогих гостей хлебом-солью и колокольным звоном. Воевода Алфимов, несколько дворян и подьячих были схвачены и «посажены в воду», то есть утоплены. Крепостью стал управлять выборный атаман Иван Константинов, который объявил всем вольную и освободил население от податей.

После этого Степан Разин пошел на Симбирск, намереваясь за ним взять Казань и Нижний Новгород. Однако поход на Симбирск стал для него роковым. Потерпев разгром, раненый он бежал на Дон, но и там не смог восстановить свое войско. 14 апреля 1671 года Разин был схвачен своим бывшим соратником казацким атаманом Яковлевым и вместе с несколькими сподвижниками четвертован на Лобном месте в Москве. Правительство жестоко расправилось и с остальными повстанцами. Около 100 тысяч их было казнено, многие посажены на кол. Все лето 1671 года по Волге плыли плоты с виселицами — в назидание бунтовщикам.

Но слава защитника крестьян осталась в народной памяти. Одна из улиц Самары носит имя Степана Разина, а в Жигулевских горах есть утес с таким же названием. Другой волжский утес хранит память о сподвижнике мятежного атамана — Федоре Шелудяке.

*