В начале 90-х, когда Россия распахнула свои границы, чуть ли не треть ввозимого в страну чая была мусором, соломой. Теперь его качество улучшилось. Но и полтора процента мусора (свыше 2 тысяч тонн) — это много. Мы же не «чайники», чтобы пить всякую бурду.

В отличие от помешанных на хорошем чае англичан россияне никогда не были особо привередливыми. Только у нас мог родиться анекдот:

— Официант, это чай или кофе? У него привкус керосина.

— Скорее всего, это чай. У нашего кофе привкус скипидара.

Да и откуда взяться хорошим традициям чаепития? Лет 20 назад, когда прилавки были отчаянно пусты, имелись три любимых народом бренда — краснодарский, грузинский и индийский «Три слона». Их доставали из-под полы. Россияне тогда выпивали 220 тысяч тонн чая в год, а дефицит составлял 60 — 70 тысяч. Теперь, когда «слонов» в изобилии, мы пьем на 50 тысяч тонн меньше. Но не оттого, что разлюбили чай. Просто появился еще и кофе. Его мы выпиваем ежегодно 110 тысяч тонн. Для сведения: в 80-х годах весь Союз потреблял кофе в 6 раз меньше. Так что теперь у нас почти как в лучших домах Старого Света: утро начинается с чашечки этого бодрящего напитка, а чаепитие остается на вечер.

Чай у нас разный. По словам генерального директора Российской ассоциации производителей чая и кофе Рамаза Чантурия, 40 процентов составляет цейлонский, 25 — индийский, остальное — китайский, индонезийский, кенийский, вьетнамский. На долю краснодарского приходится всего 0,1 процента, а грузинский с конца 2005 года не завозится вообще — на него ввел временный карантин Россельхознадзор.

Из 170 тысяч тонн выпиваемого чая 92 процента — черного и лишь 8 — зеленого. Но зеленый, о котором мы раньше вообще не имели понятия, в последние годы стали пить в 2,5 раза больше. То ли еще будет. Улучшение качества чая специалисты связывают с тем, что крупные компании теперь не завозят из-за границы готовый расфасованный продукт, а покупают сырье и производят товар в России. Поскольку 80 процентов чая теперь фасуется у нас, то и контролировать качество стало проще.

ОСТОРОЖНО, ВЕНИКИ!

Однако плохой чай всплывает то там, то здесь. Заведующая лабораторией «Ростест-Москва» Ирина Пимкина показывает образцы фальсифицированных напитков. На упаковке с цейлонским листовым чаем «Соната» написано, что он обладает ароматом самых изысканных плантаций. Какой там аромат, если одна труха? Рядом такие же образцы индийского чая — пыль, волокна да веники. А вот подделки на узнаваемые марки — «Беседу», «Brooke Bond», «Бодрость». Оказывается, несколько лет назад было немало фирм-однодневок, которые закупали у индийцев, китайцев отходы чайного производства, а то и старый чай, который не заваривается, фасовали и запускали в продажу. Сейчас подделок меньше, их периодически выявляют, бракуют, но покупателю все равно надо держать ухо востро.

Ирина Пимкина советует при покупке чая учитывать несколько факторов. Во-первых, приобретать его лучше в приличном магазине. Не надо закупать чай впрок. Возьмите для начала одну пачку. Не последнее значение имеет и упаковка. Производитель, который дорожит своим брендом, даже упаковку выбирает максимально привлекательную. Чем она дороже, тем больше гарантий, что чай лучше. К тому же хорошая упаковка сохраняет продукт — он дольше будет свежим. Но в любом случае чай хранится не более двух лет, а потом теряет качество.

И непременно читайте надпись на упаковке. Там должна быть информация, какой товар предлагается — чай черный или зеленый, названа страна происхождения, торговая марка, прописаны правила заваривания, дата упаковки, срок реализации. А также указан стандарт, которому продукт соответствует, — либо это ГОСТ, либо ТУ (технические условия). Конечно, госстандарт лучше, чем ТУ. В таком случае на пачке черного чая должна быть надпись: ГОСТ 1938-90, зеленого — ГОСТ 1939-90. Нет ГОСТов только на импортный и ароматизированный чай. В производстве ароматизированных напитков производитель руководствуется исключительно своими стандартами, а импортеры следовать нашим ГОСТам не обязаны.

ХОРОША И ШЕСТАЯ ЗАВАРКА

Какие чаи гонять — гранулированные или листовые, черные, зеленые, ароматизированные — каждый выбирает по вкусу. Эксперт по чаю и кофе Ирина Пимкина говорит, что гранулированный из Северной Индии обычно больше нравится потребителям, чем листовой из Южной. Очень важно, где чай собирают и как его перерабатывают. Что касается ароматизированных напитков, глава ассоциации производителей чая Рамаз Чантурия советует выбирать их с добавками растительного происхождения. Особенно с клюквой, черной смородиной, земляникой — теми витаминами, которые произрастают в нашей климатической зоне.

Что касается зеленого чая, то в ходе дегустации мы выяснили: чашечка хорошего китайского — это действительно заряд бодрости на целый день. Но эксперты предупреждают: его надо уметь правильно готовить. Зеленый чай заваривается не более 3 минут и тут же пьется. Если передержать, чай будет горьким. Причем одну порцию зеленой заварки можно использовать неоднократно. Третья и четвертая станут даже более насыщенными. И раз за разом будет меняться аромат, приобретая новые «нотки». Это же какая экономия! С черным чаем такой номер не пройдет.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По питательности (содержанию белка, свободных аминокислот) чайный лист не уступает бобовым культурам. Чай укрепляет иммунную систему, сосуды, уменьшает содержание холестерина в крови.

Витаминов в нем — как букв в алфавите. Например, витамина С в свежем чайном листе в 4 раза больше, чем в цитрусовых, а калия больше, чем в кураге.

«Труд» №95, 30.05.06

*