В Дубне химическим путем впервые удалось доказать существование сверхтяжелых металлов

Научная сенсация 2006 года: ученые из Объединенного института ядерных исследований в Дубне сообщили «Известиям» об уникальных результатах опытов, которые проведены на ускорителе тяжелых ионов лаборатории ядерных реакций имени Флерова в период с 5 по 28 мая 2006 года. В опытах химическим путем подтверждено существование элемента 112 Периодической таблицы Менделеева. Это открытие одновременно служит подтверждением синтеза более тяжелых элементов 114 и 116.

Cколько в природе химических элементов? Со школы мы помним: самый легкий — водород, самый тяжелый — уран. Олимпийский чемпион по футболу и Нобелевский лауреат Нильс Бор предсказал: элемент 104 — последний в Периодической таблице. За ним время жизни элементов настолько мизерно, что говорить о стабильной материи бессмысленно. О названии элемента 104 — резерфордий или курчатовий — велись многолетние научно-политические споры между СССР и США. В Дубне подсчитали, что, начиная с элемента 114, в Периодической таблице должны существовать островки стабильности, где время жизни элементов столь же велико, как для привычного железа. Эти островки ищут ученые всего мира. Четыре года назад в Дубне, а затем в Германии удалось в физических экспериментах получить по 1-2 ядра сверхтяжелых элементов 114 и 116. Но открытие будет признано, если его удастся доказать в химической реакции. Один атом для физиков — счастье, для химиков — не аргумент.

И вот в Дубне впервые в мире удалось выйти на остров стабильности химическим маршрутом. Эксперимент поставлен академиком Юрием Оганесяном. Мишень из плутония-242 облучалась ускоренными до 0,1 скорости света ионами кальция-48. В реакции образовывался изотоп элемента 114 и проникал в камеру со смесью гелия и аргона при атмосферном давлении. Через полсекунды изотоп после альфа-распада превращался в изотоп элемента 112 (химический аналог ртути), который газовой струей переносился в новую криогенную камеру с золотыми детекторами, на которых были зарегистрированы распады ядер элемента 112. Как разъяснил академик Оганесян, похожий эффект использовали мастера в старину, когда золотили купола: покрывали их ртутью, а затем наносили на нее листы золота, которые прилипали намертво, на века.

Открытие сверхтяжелых элементов на острове стабильности — отнюдь не отвлеченная задача сродни поиску ангелов на кончике церковного шпиля, чем баловались средневековые ученые. Можно говорить о новых неизвестных формах материи. Если существуют «магические» сочетания протонов и нейтронов, если островки стабильности уходят в бесконечность, если в природе имеются элементы с атомным весом 300 или 500, это революция в мироздании. Время жизни атома элемента 114 — полсекунды, фантастически долго по ядерным меркам. Нельзя исключить, что на Земле в свободном состоянии существуют не найденные пока сверхтяжелые элементы. В это верил еще академик Георгий Флеров, сумевший убедить Сталина в необходимости работ над атомной бомбой. Когда будут исчерпаны запасы не только нефти и газа, но и урана, энергия сверхтяжелых элементов способна навсегда решить энергетические проблемы человечества. Критическая масса плутония — 20 кг, у сверхтяжелых элементов она меньше миллиграмма. Понятие «энергетический кризис», которого сегодня страшится человечество, может стать для потомков таким же смешным, как для нас страхи, что коровы из-за паровозов доиться не будут.

"Известия"

***