Вчера самарская облпрокуратура предъявила управляющему ОАО «Самаранефтегаз» Павлу Анисимову новое обвинение. Недавно он получил 2,5 года за уклонение от уплаты налогов, теперь ему инкриминируют незаконное предпринимательство. Вчера господин Анисимов отказался давать показания следствию, сославшись на болезнь.

Фото: Игорь Казановский / Коммерсантъ

Несмотря на обвинительный приговор и полученные 2,5 года реального срока, Павел Анисимов пока еще остается управляющим ОАО «Самаранефтегаз» и депутатом самарской областной думы. Правда, в день вынесения приговора по делу об уклонении от уплаты налогов, 19 мая, Самарский облсуд лишил его депутатской неприкосновенности. Тогда же суд удовлетворил обращение облпрокуратуры о привлечении господина Анисимова в качестве обвиняемого по другому делу – о нарушении лицензионных соглашений «Самаранефтегазом».

Дело было возбуждено по статье «Незаконное предпринимательство» около полугода назад, когда Минприроды выявило нарушения в деятельности ОАО. По данным прокуратуры, в 2000-2004 годах на 34 месторождениях самарская «дочка» ЮКОСа добывала нефть сверх установленных государством лимитов и незаконно получила доход в размере 14,1 млрд руб.

Как пояснили в прокуратуре, компания «разрабатывала самые перспективные месторождения без каких-то либо ограничений, чем нанесла ущерб установленному государством порядку добычи полезных ископаемых». Если вина господина Анисимова как руководителя предприятия будет доказана, «Самаранефтегазу» придется погасить всю сумму незаконно полученного дохода.

В прокуратуре также сообщили, что первый допрос Павла Анисимова в качестве обвиняемого вчера не состоялся: «Он отказался от дачи показаний, сославшись на состояние здоровья». Допросить его можно будет только после того, как он письменно сообщит о готовности давать показания. Адвокаты господина Анисимова заявили, что у их подзащитного «после неоправданно жестокого приговора» случился гипертонический криз.

В «Самаранефтегазе» Ъ вчера пояснили, что в указанный следствием период на 112 месторождениях ОАО добыло около 53,6 млн тонн нефти. Представители компании не исключили того, что «такие объемы могли превысить установленные квоты», но отметили, что «Самаранефтегаз» неоднократно подавал документы на их увеличение, но выдача лицензий все время затягивалась. Впрочем, независимо от того, превышались лимиты или нет, «налоги платились в любом случае», подчеркнули на предприятии. Тем не менее в прошлом году по требованию Минприроды «Самаранефтегаз» снизил объемы добычи нефти с 12 млн тонн до 8 млн.

«Вынесенный Анисимову суровый приговор и последовавшее за этим новое обвинение в незаконном предпринимательстве – это последствия борьбы государства с ЮКОСом, которую пытаются преподать как борьбу с коррупцией»,– заявил Ъ председатель комитета по промышленности, строительству и ТЭК самарской облдумы Александр Колычев. По его мнению, сажать руководителя крупнейшего в области налогоплательщика – «это большая ошибка»: «»Самаранефтегаз» погасил сумму недоплаченных налогов, управляющий пошел на контакт со следствием, но кому-то наверху не понравился ход процесса (напомним, что обвинение просило для господина Анисимова условный срок.–Ъ), и сработало право телефонного звонка». А бывший вице-президент НК ЮКОС, депутат областной думы Виктор Тархов назвал дело «Самаранефтегаза» «величайшей глупостью со стороны государства».

ПАВЕЛ Ъ-СЕДАКОВ, Самара

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 95 (№ 3426) от 30.05.2006, ВТ

КОММЕРСАНТЪ

***