Россия входит в эпоху CPP (Calling Party Pays — платит вызывающая сторона). С 1 июля мы на полностью законных основаниях перестанем платить за любые входящие телефонные звонки, если, конечно, не будем находиться в зоне роуминга. Похоже, переход к новой системе оплаты услуг связи российский рынок переживет сравнительно легко. На рынке обойдется без серьезных потрясений, абонентам тоже хуже не станет. Если операторы договорятся о цене минуты наших разговоров.

Официально декларируемый уровень проникновения мобильной связи в стране близок к 100%. В действительности, и это хорошо известно аналитикам, показатель этот несколько ниже из-за того, что на одного среднестатистического телефонизированного гражданина приходится более чем один контракт с оператором мобильной связи. Так или иначе, но оценки уровня проникновения сотовых телефонов ниже 70% не опускаются. Это значит, что бесплатные входящие — дело уже привычное для огромного количества людей, поскольку именно этого принципа придерживаются операторы сотовой связи.

Теперь список телефонов, звонки с которых не тарифицируются, пополнится фиксированными (проводные) телефонами. Так принято в большинстве стран. В числе немногих исключений из правила СРР — заказанный через оператора разговор за счет вызываемой стороны или звонок на специальный рекламный номер. Все входящие вызовы будут бесплатны только в пределах зоны покрытия своей сети. В поездках по стране и за рубежом принимаемые звонки придется оплачивать.

Сотовые операторы не рады

По оценкам аналитиков МТС, доля звонков с фиксированных телефонов на мобильные сейчас составляет менее 5% общего трафика. Значит, большинство рядовых владельцев федеральных мобильных номеров почти не заметят наступившей тотальной бесплатности всех входящих, а сотовые компании потеряют лишь небольшую часть своего дохода?

Нет, это не так. Мобильные операторы прогнозируют потерю до 10% своей текущей выручки — именно такой процент дохода приносят дорогие звонки с городских аппаратов сегодня. Александр Изосимов (генеральный директор ОАО «Вымпелком», торговый знак «Билайн») считает, что простая отмена платы за все входящие обошлась бы компании в 200—300 млн долл. в год. По мнению операторов, компенсировать бесплатные входящие вызовы только повышением цен на исходящие будет несправедливо по отношению к абонентам, т.к. расценки пришлось бы повысить на 30—40%. Кроме того, при этом сценарии неизбежны перекос в трафике и резкое возрастание нагрузки на мобильные сети, благо ранее введенный трехсекундный нетарифицируемый интервал позволяет набрать городской номер с просьбой перезвонить. Вице-президент МТС Михаил Шамолин предупреждает: «Некорректная схема реализации режима CPP в России может привести к резко негативным последствиям для отрасли связи».

Как уберечь рынок от потери равновесия

Самый простой и очевидный способ — взимание платы за исходящие вызовы с владельцев стационарных телефонов. Но это опасно: граждане, не привыкшие экономить на времени разговора по домашнему телефону, могут возмутиться и возложат вину за происходящее не на операторов или принявших закон о СРР депутатов, а на правительство.

В качестве альтернативы этому возможно также скрытое повышение тарифов, благо такой опыт у операторов есть. По данным агентства AC&M Consulting, цены на мобильную связь в России в 2000—2005 годах снижались со среднегодовым темпом 28%. Вот только снижать цены можно по-разному. Можно снижением стоимости минуты в новых тарифах, а можно сезонными скидками, сериями краткосрочных акций и подарками. Во втором случае после окончания сроков акций мы в итоге получаем расценки годичной давности, что, по сути, эквивалентно скрытому подорожанию. На московском рынке этой технологией виртуозно владеет МТС, охотно пользуется «Билайн», а последнее время и «Мегафон» подался туда же.

Еще один вариант — введение платы за соединение. Прием непопулярный, но эффективный: описания тарифов выглядят для потребителя куда заманчивее, чем они есть на самом деле. Пример — тариф «Проще говоря» («Билайн»). Этот же прием используется и в последних тарифах МТС.

Возможна также поминутная тарификация вместо посекундной со второй минуты. С такой инновацией успели отметиться уже все операторы. В случае преобладания двух-трехминутных разговоров переход на поминутное округление времени разговора эквивалентен среднему росту цен на 15—20%.

Неброская, но тоже эффективная мера — ужесточение тарифов. Можно закрыть тарифы с дешевыми звонками внутри федеральной сети (такие, как «Джинс-007» МТС), закрыть возможность делать любимыми номера МГТС (тариф «Проще говоря», «Билайн»).

Очень способствует также получению гарантированного и стабильного дохода с каждого абонента абонентская плата, вводимая в явной или скрытой (когда, например, срок действия платежа ограничен по времени) форме. Что фактически и происходит — дешевые расценки остались только в тарифах с абонентской платой.

Упреждающий маневр

МТС и Билайн уже договорились между собой о том, что они станут платить друг другу 0,05 долл. за пропуск минуты трафика между своими сетями (вместо прежней цены 0,01 долл.) и предлагают взаимообмен трафиком на тех же условиях остальным участникам рынка. В настоящее время принимающий звонок мобильный оператор платит другому оператору, из чьей сети поступил вызов, около одного цента за минуту разговора. На первый взгляд межоператорские расчеты условны и никак не связаны с ценами для конечных потребителей, при равном трафике между сетями сколько получил, столько же и отдал. Однако так будет только в случае примерно одинаковой разговорчивости абонентов двух сетей связи. В ином случае оператор с дешевыми тарифами на минуту разговора от повышения расценок на обмен трафиком теряет доход, и существенно. Поэтому договоренность двух крупнейших операторов может больно ударить по абонентам других участников рынка, прежде всего по тем операторам, которые предлагают своим клиентам дешевую безлимитную связь. Еще один пример — тарифы с дешевыми звонками на мобильные телефоны других сетей. Например, оператору «Мегафон-Москва» придется либо существенно повышать цену минуты в ряде старых тарифов, либо ежемесячно терять миллионы долларов.

Складывается впечатление, что, договорившись о пяти центах за минуту трафика, МТС и «Вымпелком» недвусмысленно информируют рынок о том, какую цену минуты разговора в мобильной сети связи они считают справедливой. Однако есть серьезные сомнения в том, что предложенные условия будут безропотно приняты. Комментирует директор департамента госполитики Мининформсвязи Виталий Слизень: «Это называется, извините, я слово «шантаж» не буду использовать, но тем не менее скажу, что это называется прямой попыткой давления, как на остальных участников рынка, так и на регулятора». По словам г-на Слизеня, не позднее 20 июня Мининформсвязи представит тарифы на межоператорские расчеты, где цена минуты трафика составит три-четыре цента.

Сколько же стоит звонок с городского телефона

Аналитики МТС считают экономически обоснованной плату в размере 3,2 руб. за минуту разговора. Из этой суммы один рубль причитается «Связьинвесту» (обработка счетов, себестоимость услуги и работа с абонентами) и 2,2 руб. — компенсация затрат мобильного оператора. Но, сознавая социальную значимость вопроса, в МТС согласны получать 1,4 руб. (те самые пять центов). «Билайн» почти согласен на четыре цента компенсации, «Мегафон-Москва» расплывчато декларирует цену в диапазоне 2,5—4 цента. У Мининформсвязи уже сформировалось свое мнение по данному вопросу. «Мы предложили операторам сделать конкретные расчеты. Не вот это вот «между плохо, очень плохо, хорошо и как-нибудь», а конкретные фактурные потоки трафика, которые сложились на сегодняшний день. Посчитайте с двумя значениями цены завершения вызова: три цента и четыре цента за минуту. Мы рассчитывали, что к нам придут и аргументированно скажут результаты. Если расчеты покажут, что у вас на два процента упадет рентабельность, и она действительно на два процента упадет, а граждане получат больше возможностей использовать услуги связи, то мы пойдем на это. Абсолютно сознательно пойдем. Мы вас просили сделать эту вполне конкретную вещь, потому что мы готовы аргументированно спорить на конкретных цифрах. И мы были готовы убедительно доказать, что в окне от трех до четырех центов и отрасли будет хорошо, и гражданину будет хорошо, и будут сформированы нормальные тарифы для конечного пользователя фиксированной связи», — заявил Виталий Слизень на прошлой неделе во время пресс-конференции.

Сергей ПОТРЕСОВ

Время новостей

N°91

29 мая 2006

Время новостей

***