В России официально вводится экологический стандарт Евро-2 для всех производимых в стране, а также импортируемых автомобилей. Кампанию инициировало Минпромэнерго, поручив Федеральной таможенной службе (ФТС) не допускать в РФ машины, не соответствующие этому стандарту. Однако, как выяснилось к концу минувшей недели, таможня не в силах справиться с проверкой экологических характеристик железных коней. Выход ФТС нашла быстро – авто «бракуются» не после физического осмотра, а на основании года выпуска.

В городском потоке российские машины становятся редкостью.

Фото: ИТАР-ТАСС

Сразу после того как таможня объявила о своем решении, среди автолюбителей поползли слухи, что власти недолго думая решили подогнать страну уже к Евро-3. Однако ФТС поспешила успокоить общественность, объяснив, что нынешнее правило будет действовать лишь до 1 сентября. Требования стандарта Евро-2 после этого срока, конечно же, не иссякнут, просто таможенники начнут определять экологический класс автомобиля на соответствующих пунктах технической экспертизы, которых у них сейчас попросту нет в достаточном количестве. К осени же 2006 года, как надеются в ФТС, Ростехрегулирование сможет обеспечить границу необходимым количеством хорошо оснащенных пунктов, в работе которых таблицы годов выпуска автомобилей будут уже не нужны.

По логике таможни, совсем не обязательно проверять машины, выпущенные за рубежом после того как там был введен обязательный для всех новинок стандарт Евро-2. Достаточно специально разработанной таблицы с указанием страны и года введения еврокласса второго уровня. Если автомобиль произведен после указанной даты, он полностью удовлетворяет российским требованиям. Из этого автоматически следует, что к категории «грязных» относятся машины, выпущенные в Европе до 1996-го, в США – до 1995-го, в Японии – до 1997 годов. Строго воспрещен вход канадским и корейским моделям младше 2000 года. Не удовлетворяют требованиям и китайские авто, выпущенные до 2003 года.

Впрочем, как полагают специалисты, у этого метода есть свои недостатки, которыми не преминут воспользоваться находчивые бизнесмены, работающие на авторынке. И пострадают в этом случае многочисленные покупатели подержанных иномарок. Автомобиль, например, может быть выпущен после разрешенного документом года, однако на деле он вполне может не попадать по техническим характеристикам в зону Евро-2. Несмотря на это российская таможня с закрытыми глазами будет давать чужестранцу необходимое «добро», что автоматически поднимает его рыночную стоимость. Эксперты полагают, что за несколько летних месяцев Россию может захлестнуть поток некачественных машин, за которые потребителю придется платить значительно больше, чем они стоят на деле.

Не менее важный вопрос – как быть с отечественными автозаводами, которые активно сопротивляются ужесточению экологических требований. С одной стороны, правительство постоянно обещает не бросать их на произвол судьбы и помогает чем может, с другой – подгоняет, ведь с 1 января 2008 года уже пора переходить на Евро-3. Не совсем понятно, каким образом это будет происходить, если до сих пор не все наши производители нашли в себе силы, чтобы покорить даже вторую ступень еврокласса.

Вообще-то Евро-2 власти планировали ввести еще с 2002 года, но под давлением неустанных автопромышленных лоббистов решение вопроса временно отложили. Сегодня, хотя и состоялась официальная церемония введения нового экологического стандарта, ВАЗовская карбюраторная «классика» пока и не думает менять свой «загрязняющий» статус. Проблемы также и у Ульяновского автозавода на пару с «Северсталь-авто». Так что, если переход на Евро-3 состоится в планируемые сроки, то, как прогнозирует генеральный менеджер по маркетингу группы «Рольф» Валерий Тараканов, это будет означать спад производства отечественных автомобилей на 30%. По мнению специалиста, судьба «Волги» встает под большой вопрос, а ВАЗ свою «классику» просто снимет с производства.

Впрочем, эксперт по машиностроению ИК «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын полагает, что выход и здесь найдется. «Адаптация двигателя к новым условиям в техническом плане не так сложна, общая модернизация автомобиля заставит автопроизводителей вложить в каждую модель от 500 до 700 долларов, которые спокойно можно вытянуть из бюджета», – подчеркнул «НИ» специалист. По его словам, ГАЗ и ВАЗ еще долго будут мозолить глаза отечественным потребителям, поскольку это входит в планы правительства. «Мало того, у этих заводов большие планы на будущее. Один только ВАЗ угрохал 1 млрд. долларов на полную разработку одной из своих моделей новейшего времени. Государство подобные инициативы лишь поощряет, ведь не каждый решится своими руками избавиться от даже формального статуса автомобильной державы», – отмечает г-н Козицын.

Впрочем, несмотря на интенсивную господдержку зампред Всероссийского общества автолюбителей Сергей Дорофеев, уверен, что сокращения производства отечественных машин не избежать. «Если добавить к этому запреты на ввоз подержанных иномарок, а также недостаточное сборочное производство западных моделей, то уже в ближайшем будущем российский рынок ждет существенный автомобильный голод», – заключил он «НИ».

АЛЕКСЕЙ КИЛИЧЕВ

29.05.06

понедельник

Новые Известия

***