Еще одна веха Папы Римского Кароля Войтылы
Жизнь Папы римского Иоанна Павла II достигла очередной знаменательной вехи. Он стал третьим понтификом в истории католической церкви по количеству лет на ватиканском троне.
В воскресенье Иоанн Павел отметил 9281-й день своего папства. За последние 2 тысячи лет только два человека находились в этой должности дольше его.
Первым — во всех отношениях — был святой Петр, апостол, назначенный Иисусом руководить церковью после его смерти. Точные даты неизвестны, однако считается, что святой Петр правил католиками от 34 до 37 лет.
Из тех же Пап, что последовали за ним, рекорд принадлежит Пию IX, который был избран в 1846 году и оставался главой католической церкви на протяжении 31 года.
Когда в 1978 году ватиканский трон занял малоизвестный поляк Кароль Войтыла, мало кто мог предположить, что его папство станет столь долгим и отмеченным таким количеством событий.
На сегодняшний день он возвел в сан святых 476 человек. Это больше, чем все его предшественники вместе взятые. Кроме того, Иоанн Павел II совершил 102 заграничные поездки, посетив в общей сложности 129 стран. На его мессах лично присутствовали 17 миллионов человек.
Болезнь
Однако человек, избранный на ватиканский трон в энергичном 58-летнем возрасте и приближающийся сейчас к своему 84-му дню рождения, страдает от болезни Паркинсона.
Его хрупкое здоровье не раз заставляло наблюдателей задаваться вопросом о его способности продолжать работу, несмотря на многократные заявления о том, что Папа в отставку не собирается.
В числе тех, кто обеспокоен возможными последствиями этой ситуации для церкви, — Имон Даффи, профессор истории христианства из Кембриджского университета.
«Десятки и десятки Пап завершили свою жизнь достаточно больными, и большое их количество ушли из жизни слабоумными, — говорит он. — Раньше это не имело большого значения, поскольку они были пожилыми людьми, ограниченными рамками небольшого города на границе Европы, и обладали относительно малым контролем над церковью».
«И если Папа сходил с ума, это было плохо для Италии, но не было такой уж значимой новостью где бы то ни было еще, — продолжает профессор. — Однако сегодня последствия могут быть очень существенными — в системе, централизованной настолько, настолько централизована современная католическая церковь».
Все еще бодрый
Люди, работающие с Иоанном Павлом II, утверждают, что ум его остается острым, и болезнь сказывается только на его физическом состоянии.
Однако состояние понтифика, по всей видимости, будет ухудшаться, полагает доктор Рэй Чаудхури, невролог и специалист по болезни Паркинсона.
«Хотя иногда он и выглядит очень утомленным, и дрожь становится все более заметной, тот факт, что он по-прежнему способен исполнять свои общественные обязанности, говорит мне, что болезнь находится под относительно жестким контролем, — говорит он. — Однако к этому нужно добавить, что симптомы прогрессируют, и старение в опредленной степени ускоряет этот процесс».
По словам доктора Чаудхури, у пациентов с болезнью Паркинсона могут развиваться проблемы с памятью, сном и сохранением баланса. И на все это накладывается стресс.
Галлюцинации
Прописывая препараты, которые помогут больному, доктор должен соблюдать очень тонкий баланс, чтобы пациент мог сохранять контроль над своими движениями, и в то же время чтобы у него не слишком проявлялись побочные эффекты.
«Одним из таких грустных побочных эффектов могут быть галлюцинации, которые нередко становятся для пациентов видимыми, — говорит врач. — Могут возникать и поведенческие проблемы, и иногда замешательства, то есть люди не всегда понимают, что происходит вокруг них. При том, что у Папы болезнь зашла уже достаточно далеко, существует определенна степень неизбежности проявления некоторых из этих побочных эффектов».
Централизация церкви
Профессор Даффи настаивает на том, что уже нынешнее состояние понтифика вызывает беспокойство, учитывая то, какие административные требования выдвигаются к Папе римскому.
«Он старый, усталый, больной человек, — говорит профессор. — Я думаю, если вы положите перед ним груду документов, его внимание, направленное на них, будет достаточно ограниченным».
Профессор считает, что проблемы могут возникнуть, если епископы по всему миру потеряют уверенность в том, что решения, принимаемые Ватиканом, полностью одобряются Папой.
«Двадцать пять лет назад этот Папа катался на лыжах и плавал, путешествовал по миру, читал лекции, выступал с проповедями и бесконечно писал, — говорит Даффи. — Теперь же, если вы придете на папскую мессу, вы увидите хрупкую фигуру, часто засыпающую по ходу церемонии».
«В этом есть что-то трогательное, что такой титан превратился в трясущегося старика. Это внушает благоговение и преклонение перед его мужественностью и преданности своему делу, — добавляет профессор. — Но он больше, чем просто церемониальная фигура. Он еще и генеральный директор крупнейшей религиозной корпорации мира и, теоретически, все серьезные решения принимаются им».
«Организации, зависящей от лидера, который должен быть динамичным, но находится в чрезвычайно хрупком состоянии, грозят тяжелые времена», — заключает кембриджский профессор.
Питер Гоулд
Би-би-си
*