Кулаева приговорили к "пожизненной смерти". Российские газеты пишут об итогах саммита в Сочи, новом молодежном движении и противостоянии "звезд" с желтой прессой
В обзоре российских газет:
* Вынесен приговор бесланскому террористу
* В Совете Федерации прошли чистки
* 300 поправок к Трудовому кодексу
«В данном случае даже одна уступка со стороны властей свидетельствуют о том, что пострадавшие правы»
«Коммерсант» |
Смертник пожизненно
В пятницу Верховный суд Северной Осетии приговорил к пожизненному заключению террориста Нурпашу Кулаева, признав, что он заслуживает смертной казни. При этом, как отмечает «Коммерсант», судья Тамерлан Агузаров не стал выносить частного определения в адрес силовиков, работавших в Беслане. «В то же время заместитель генпрокурора Николай Шепель фактически признал, что у следствия могли быть ошибки в оценке действий оперативного штаба, точного количества боевиков и использования тяжелого оружия», — констатирует газета.
По словам издания, власти понимали, что приговор, а особенно отсутствие в нем определения судьи о негативной роли силовых структур в событиях в Беслане, может взорвать обстановку. Не случайно за два дня до вынесения приговора в республике побывал полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, давно ставший «скорой помощью» Кремля на Северном Кавказе.
«Позиция следствия изменилась уже вчера [в четверг]», — продолжает «Коммерсант». Рассказав, как велось расследование, Николай Шепель заявил, что в «настоящее время» в действиях членов оперативного штаба в Беслане «мы не находим состава преступления». «Прозвучало это так, как будто к окончанию расследования основного дела о теракте оценка действий штаба еще может измениться», — анализирует высказывание замгенпрокурора газета.
Однако, по мнению издания, скорее всего, это не более чем временная уступка со стороны Генпрокуратуры, предложенная ей полпредом. «Таким образом власти надеялись снять напряженность в Беслане в день приговора. Возможно, они надеялись удержать потерпевших от резких заявлений, которые могли прозвучать в присутствии представителей западных СМИ», — предполагает издание.
«Однако повлиять на пострадавших не смогли. В данном случае даже одна уступка со стороны властей свидетельствуют о том, что пострадавшие правы», — делает вывод «Коммерсант».
Между тем, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, процессуальному законодательству Павел Крашенников в интервью «Московскому комсомольцу» заявляет: «Такой приговор вызывает у меня удивление, поскольку он противоречит постановлению Конституционного суда России, согласно которому у нас объявлен мораторий на применение смертной казни».
«Суд вправе был определить высшую меру наказания — пожизненное заключение, но никак не объявлять, что Кулаев приговорен к смертной казни, которая заменена пожизненным заключением», — говорит Крашенников.
Как отмечает «Труд», «реакция политиков и общественности оказалась неоднозначной. Понятно, что матери, чьи дети погибли во время штурма школы, жаждали услышать лишь один приговор — смертная казнь». «Он должен был получить, что заслужил, а так он будет дышать нашим воздухом», — жаловалась одна из потерпевших от теракта Анита Дагиева при выходе из суда.
Свое возмущение выразило и мусульманство Северной Осетии — по законам Шариата виновный в убийстве людей заслуживает только смерть. «Что же касается политиков, то практически все они назвали приговор справедливым, тем более что в России введен мораторий на смертную казнь. Так что приговор Кулаеву был вполне предсказуем», — констатирует издание.
Как полагает «Российская газета», не смотря на вынесение приговора Кулаеву, в деле остается немало вопросов. «К примеру, так и осталось до конца не известным, как террористы организовали и осуществили столь сложную и крупномасштабную операцию. Сколько их все-таки было и кто из местных жителей помогал боевикам? Кто виновен в нескоординированной работе штаба по освобождению заложников и уничтожению террористов», — пишет издание.
«Можно долго перечислять вопросы, ответы на которые не удовлетворили многих в Северной Осетии и не вписались в официальную версию, частично подтвержденную доказательствами. Это дало повод пострадавшим назвать вердикт «сказкой» и предположить, что теперь расследование попросту прекратится», — заключает газета.
Сенатская рулетка
В пятницу Совет Федерации (СФ) отправил в отставку троих сенаторов, досрочного прекращения полномочий которых потребовал председатель верхней палаты Сергей Миронов.
«При этом впервые в истории СФ представитель Ненецкого автономного округа (НАО) Александр Сабадаш по требованию спикера был уволен за предпринимательскую деятельность, несовместимую со статусом члена СФ», — замечает «Коммерсант». После голосования глава палаты пообещал, что новых громких отставок в парламенте не будет.
«Совет Федерации в очередной раз с пользой провел время: принял «новых» и попрощался со «старыми» сенаторами», — пишет «Российская газета».
Члены верхней палаты утвердили двух своих коллег: Вадима Мошковича, избранного в верхнюю палату от законодателей Белгородской области, и Рустема Шиянова, представляющего интересы ульяновского губернатора. «После этого можно было спокойно переходить к отставкам, и посты сенаторов почти без шума покинули: Борис Гутин и Игорь Иванов», — продолжает издание.
«Также спокойно попрощаться с Александром Сабадашем, представлявшим Ненецкий АО, не получилось», — рассказывает газета. Глава комиссии СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Николай Тулаев указал, что для прекращения полномочий Сабадаша есть причины: заявление об отставке, а также материалы из налоговых органов о том, что в «2003-2004 годах коллега Сабадаш получал доходы от работы по найму на территории США».
Анатолий Лысков (от Липецкой области) поинтересовался, запрашивали ли сами сенаторы данные о бизнес-деятельности Сабадаша. «Мы доверяем налоговой службе», — ответил Тулаев, после чего прибавил, что подтверждения были получены. «В итоге за отставку Сабадаша все же проголосовали», — констатирует издание.
Впрочем, как замечает «Труд», судя по отдельным репликам, некоторые парламентарии остались в недоумении после такого «акта самоочищения». Например, Людмила Нарусова задала риторический вопрос: «Если на кого либо из членов СФ существует то, что называется компроматом, что мешает правоохранительным органам возбудить уголовное дело и обратиться в СФ с просьбой о лишении этого сенатора иммунитета?»
По мнению издания, самым «неудобным» оказалось замечание представителя Тюменской области Леонида Рокецкого, который отметил, что многие другие сенаторы тоже активно участвуют в коммерции. «Мы только сегодня приняли нового члена Совета Федерации из бизнеса. Не придется ли нам через месяц его лишать полномочий?» — озадачил коллег Рокецкий.
«Ход сценария подобные реплики не изменили. Зато теперь вполне очевидно, что в пьесе о «сенатском скандале» объявлен антракт. И мало кто знает, кому и какая уготована роль в следующем акте», — делает вывод «Труд».
Трудом по труду
В пятницу депутаты Госдумы провели чистку действующего Трудового кодекса РФ. В результате были изменены около 300 статей кодекса. И 13 новых статей добавлено в документ. «Как уверяют разработчики, выгоду от изменений Трудового кодекса получат как работники, так и работодатели», — пишет газета «Труд».
По словам главы думского комитета по труду и социальной политике Андрея Исаева, одно из ключевых изменений — замена практически во всех статьях понятия «организация» на «работодатель». «Эта «редакторская» правка позволит уравнять в правах работников солидных организаций и небольших частных фирм. Теперь даже мелкий предприниматель обязан вносить запись в трудовую книжку наемного работника», — объясняет издание.
«Это на руку и самим бизнесменам. Им уже не придется, как раньше, заключать трудовые договора, тратить время и нервы, регистрируя их в органах исполнительной власти», — замечает «Труд».
По словам газеты, представителям малого бизнеса отныне разрешено заключать коллективные договора, где можно перечислить затраты, которые включены в себестоимость товара, и не платить на них налоги с прибыли. «То есть выгодно», — констатирует издание.
Изменена и 236-я статья, в которой говорится об обязанности работодателя выплачивать денежную компенсацию в случае задержки зарплаты. В статью добавлена лаконичная запись: «Вне зависимости от вины работодателя».
«Но теперь руководство предприятия-неплательщика уже не сможет развести руками и свалить вину за задержку зарплаты на банки, поставщиков или отсутствие заказов, — продолжает «Труд». — Рассчитываться за простой фирме придется из собственного кармана».
В кодексе появится 13 новых статей. Например, статья 161-1 ликвидировала существующий пробел в оплате труда выездных работников. Теперь они приравнены к командированным и могут рассчитывать на дополнительные выплаты.
В итоге «почти в 300 статей внесены изменения. Это неудивительно: с момента принятия документа прошло пять лет, и ситуация на рынке труда изменилась», — делает вывод газета.
Обзор подготовила Ольга Лесникова, Служба мониторинга Би-би-си
суббота, 27 мая 2006 г., 02:58 GMT 06:58 MCK
***