Госдума приняла во втором чтении законопроект, вносящий поправки в Трудовой кодекс. В частности, депутаты заменили понятие «организация» на понятие «работодатель», упростили процедуру начала забастовки, уточнили нормы о материальной ответственности работодателей. Также нижняя палата парламента приняла в третьем чтении закон о введении специального графического обозначения рубля. Знак национальной валюты предложено утвердить Центробанку.

Принятый в декабре 2001 года, этот документ, регулирующий трудовые отношения в России, сразу стал обрастать поправками. К весне 2003 года они оформились в законопроект, который в июне 2003 года был принят в первом чтении.

Однако претензии к Трудовому кодексу этим законопроектом не исчерпывались, и в Госдуме была создана специальная рабочая группа для подготовки законопроекта ко второму чтению. За три года группа рассмотрела более тысячи поправок и около сорока новых законодательных инициатив, авторы которых предлагали свое решение нерешенных Трудовым кодексом проблем. Все предложения оценивались экспертами и согласовывались с представителями Российской трехсторонней комиссии, в которую входят профсоюзы, работодатели и правительство. И, как заявил вчера на пленарном заседании нижней палаты председатель Комитета ГД по труду и социальной политике Андрей Исаев, «каждой из сторон пришлось чем-то поступиться». Поправки, против которой выступала хотя бы одна сторона Российской трехсторонней комиссии, не поддерживались. В результате этой работы были изменены около 300 статей кодекса. И 13 новых статей добавлено в документ. Такая «обильная» правка, по словам Исаева, «связана с систематизацией». А вообще Трудовой кодекс глава профильного комитета считает «нормальным, работающим». «В основном и главном он прошел проверку временем, — убежден и первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов. — Однако в нем есть ряд противоречий, нестыковок, расхождений с международными стандартами».

Но далеко не все изменения в Трудовой кодекс, принятые вчера Думой во втором чтении (359 «за», пять — «против»), носят чисто технический, уточняющий характер. Есть и принципиальные. К примеру, в тексте Трудового кодекса понятие «организация» заменено на понятие «работодатель». «Вроде бы мелочь, — говорит Морозов, — однако этим мы распространяем нормы трудового законодательства и на работодателей, не являющихся юридическими лицами. И за нарушение этих норм они будут нести ответственность». Не только организации, но и индивидуальные предприниматели могут и обязаны заводить трудовые книжки на работников, заключать коллективные договоры. Кроме того, профсоюзам предоставляется право требовать за нарушение прав работников привлечения к ответственности не только руководителя предприятия, но и соответствующего структурного подразделения. Упрощается процедура начала забастовки. Решение о ее проведении будет считаться принятым, если за него проголосует большинство членов коллектива, а не две трети, как сейчас. На предприятиях и в организациях, где законом запрещено проведение забастовки, споры между работниками и работодателями будут разрешаться через трудовой арбитраж. Людей, которые доработали на родном предприятии до пенсии, не будут заставлять заключать срочный договор. Эта норма ТК будет действовать только в отношении пенсионеров, которые устраиваются на работу. Как подчеркнул Олег Морозов, вносимые в Трудовой кодекс изменения и дополнения направлены прежде всего на защиту интересов работников. Этот же критерий, по словам Морозова, стал определяющим и при отклонении поправок. «Настойчиво предлагалось распространить коллективные договоры только на членов профсоюзов — почти как у Ильфа и Петрова: пиво только для членов профсоюзов — однако мы не согласились с этой нормой, посчитав ее дискриминационной», — заметил Морозов.

Вице-спикер Госдумы Владимир Катренко считает принципиальным уточнение в Трудовом кодексе нормы о материальной ответственности работодателей. «Обязанность выплачивать денежную компенсацию за нарушение, например, установленного срока выплаты зарплаты возникает независимо от того, виноват в этой ситуации работодатель или нет. Платить все равно придется», — сказал Катренко, заметив при этом, что «кодекс становится более современным и демократичным».

Вчера Дума приняла в третьем чтении закон о введении специального графического обозначения рубля. Знак рубля предлагается утвердить Центробанку. Депутаты ратифицировали соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в страны их постоянного проживания, а также договор с Китайской Народной Республикой и Конвенцию между Россией и Францией — о передаче лиц, осужденных к лишению свободы.

"Российская газета"

*