Накануне голосования директива на места была спущена четкая и недвусмысленная: 70 на 70. Так во всяком случае почти в открытую говорили источники в федеральных органах власти. То есть чиновникам всех уровней во всех уголках страны было велено обеспечить явку не ниже 70% и голосование за приоритетного кандидата – не меньше тех же 70%.

При этом приоритетным был именно план по явке. Основная интрига 14 марта была в том, насколько эффективно местные власти смогут мобилизовать граждан для похода к урнам. Найдутся ли нерадивые мэры и главы сельских администраций, не справившиеся с разнарядкой, позорно провалившие план по явке?

А с другой стороны – обойдется ли кампания без перегибов, не доведут ли ее в административном раже до полного абсурда? Ведь и такие прецеденты недавно были – например, в Чечне на выборах главы республики, где в некоторых районах активность избирателей зашкаливала за 110%. Вчера по первым сообщениям с мест стало ясно, что задание Кремля понято правильно и принято к исполнению.

Уже к 10 часам московского времени «с фронта» пошли первые победные реляции. Отдали свои голоса: каждый двенадцатый житель Башкирии, каждый десятый – Чувашии и Удмуртии, девятый – Ингушетии и Дальнего Востока, шестой – Сибири, восьмой – Урала. Обо всем этом радостно доложил журналистам на утренней пресс-конференции в ЦИКе Александр Вешняков. Заметив, что «явка избирателей выше, чем была на парламентских выборах». Примерно на 4,5%.

Никаких нарушений в ходе выборов Вешняков не заметил. Правда, некоторые граждане, воспользовавшись ситуацией, понесли в избиркомы жалобы и заявления. В Свердловской области, к примеру, в разных районах было зафиксировано пять таких инцидентов.

Процесс голосования облегчали как могли. Например, хроническим беженцам из Северной Осетии, проживающим с 1992 года в Назрани, Карабулаке и поселке Майском, правительство Ингушетии выделило автобусы, чтобы они могли проголосовать в Пригородном районе.

К вечеру победа гражданских чувств избирателей стала полной и окончательной. На Чукотке, за час до закрытия участков, проголосовали 83,2% избирателей. В Якутии – 79,9. В Корякском автономном округе явка была чуть ниже, но тоже очень неплохая: проголосовали 72,5% из 17,5 тысячи избирателей. На Сахалине и на Камчатке добрался до урны каждый второй избиратель, что, впрочем, не дотягивает до результата 2000 года, когда выбирать президента явились более 55% граждан. Репутацию дальневосточников подправило Приморье – с результатом в 58%. Прекрасно выступил Дальнереченский район, давший родному краю и стране 80,44%, а вот Ленинский район Владивостока подкачал – наскреб по сусекам лишь 48,64%.

Вообще поведение селян в этом регионе отличалось особым патриотизмом, не в пример городскими жителям. На той же Камчатке самыми активными избирателями стали простые крестьяне поселка Вулканный (70,18%), в то время как жители Петропавловска-Камчатского остановились на несолидных 48,27%.

А вот в Иркутской области явка оказалась провалена. На 18 часов местного времени в голосовании приняли участие лишь 44,7% избирателей. Наиболее высокой активностью отличались жители сельских районов области. В то же время некоторые территориальные избиркомы сообщили, что проголосовали всего около 40 и даже 35% избирателей. Дежурный по облизбиркому отказался прокомментировать корреспонденту «НГ» ситуацию, пока голосование еще не завершилось. В облизбиркоме рассчитывали, что 50-процентный барьер в области все же будет преодолен.

Местные власти прилагали немало усилий, чтобы обеспечить явку на выборы. В областном центре, в других крупных городах на определенных избирательных участках могли проголосовать люди без прописки. Вниманием не были обойдены ни родильные дома, ни больницы. По Иркутску весь день ездили автомашины с громкоговорителями и агитировали горожан прийти на выборы. В ходе досрочных выборов в труднодоступных районах области явка достигала 80%. Но вчера этот уровень удержать не удалось.

Опорой страны в этот трудный момент стала, как и всегда, армия. Воскресным утром корреспондента «НГ» заверили в Минобороны РФ: «Наш прогноз – проголосовать за нового президента страны придет не менее 95% военнослужащих и членов их семей». Прогнозы эти оказались точными.

Уже в 2 часа дня по Москве начальник пресс-службы Минобороны полковник Вячеслав Седов рапортовал: на выборах президента приняли участие более 60% военнослужащих. Совсем иная картина была в самой Москве. К 2 часам дня явка едва перевалила за 35%. Низкую активность столичного электората зафиксировал наш корреспондент, который с раннего утра дежурил у входа в общежитие Московской государственной юридической академии и на избирательном участке № 94, к которому прикреплены иногородние студенты МГЮА.

На этот участок наш выбор пал по двум соображением. Во-первых молодые юристы по идее лучше других должны понимать, что такое гражданский долг. А во-вторых, находятся они под опекой ректора Олега Кутафина – руководителя инициативной группы по выдвижению Владимира Путина кандидатом в президенты. Но наши ожидания высокой активности не оправдались. До полудня из общежития никто не выходил. Да и в целом на участке явка была крайне низкой. Голосовать приходили в основном старики и люди семейные. Недоумевающего корреспондента «НГ» с вопросом: «А где же студенты?» дежурный милиционер добродушно высмеивал: «А вы их ждете? Делать, что ли, им больше нечего, студентам, идите лучше в буфет, погрейтесь».

Александра Самарина, Кира Латухина, Владимир Мухин, Евгений Рожков, Сергей Кез

Независимая Газета

# 50 (3165) 15 марта 2004 г. На фото: Владимир Путин с бюллетенями для голосования. Фото Reuters

Независимая Газета

*