Карьера: Влияют ли детские фантазии на развитие карьеры? Куда приводят мечты
Основа детских фантазий о будущей профессии — это абстрактная мечта о счастье. А его каждый представляет себе по-своему. Так что не исключено, что тип вашей профессии определился еще когда вы ходили под стол пешком. «Лет 30-40 назад все мальчики хотели стать космонавтами, 70 лет назад — летчиками и военными, — говорит президент кадрового объединения «Метрополис» Валерий Поляков. — Среди теперешних школьников эти профессии особой популярностью не пользуются.
Например, моему младшему сыну скоро будет 7 лет. Год назад он нашел в журнале Forbes список самых богатых людей мира. С тех пор он его постоянно изучает, говорит, что создаст свой бизнес, и уже планирует будущую дачу». Детские мечты о будущем во многом определяются временем или социальной средой. Например, результаты опроса, проведенного в начале 90-х годов, показали, что большое число девочек рассматривало профессию валютной проститутки в качестве неплохого варианта «трудоустройства». Понятно, что это было связано с публикацией повести «Интердевочка» и появлением одноименного фильма.
«Не к чему стремиться»
К лучшему или к худшему, но мечты, как правило, умирают. «И эта ситуация остается неизменной во все времена. Сколько-нибудь значимой статистической связи между мечтами и тем, что получается в итоге, не существует», — говорит Валерий Поляков. Если провести опрос в группе 10-летних детей, а потом, спустя 15-20 лет, посмотреть, кто из них кем станет, то процент сбывшихся фантазий будет очень маленьким. Разумеется, есть люди, которые профессионально определяются очень рано. Но их крайне мало. Этому существуют как минимум три причины.
Во-первых, многие профессии требуют определенных физических данных. Поэтому мечтам о балете, художественной гимнастике, большом спорте подчас бывает суждено умереть достаточно рано. Что, впрочем, не мешает людям танцевать и играть в футбол «для души».
Во-вторых, «превращаясь в цель, мечты перестают быть значимыми и умирают», как считает руководитель Карьерного центра Стокгольмской школы экономики Ирина Яковлева. По ее словам, детские мечты всегда завышены и эмоционально окрашены. Но с возрастом мечта становится уже не фантазией, а более или менее достижимой целью. Эмоциональная окраска, которая была в детстве, пропадает. И часто люди просто понимают, что это не то, к чему можно всерьез стремиться. Ведь не факт, что желание быть пожарным или администратором театра будет одинаковым и в 5, и в 15 лет.
В-третьих, как отмечает Валерий Поляков, «когда возраст человека подходит к 17 годам, он уже более или менее понимает, какой уровень жизни обеспечит та или иная профессия. Итоговое решение принимается именно исходя из этого. Почему многие не идут в учителя? Потому что там мало платят!»
Бухгалтер: туда и обратно
«Важно понять: ты изменил мечте или ты изменил мечту», — говорит Ирина Яковлева. По ее словам, человек либо расстается с мечтой, либо живет с ней всю жизнь. Отказ от фантазий, как правило, приходится на период окончания школы. Для несостоявшихся балерин и гимнасток этот рубеж наступает значительно раньше — лет в 6-7. Впрочем, по мнению гендиректора Экономико-правовой школы ФБК Сергея Пятенко, по-настоящему с детскими мечтами прощаются между 30 и 40 годами. А может, и позже — образ 45-летнего мужчины, внезапно переворачивающего жизнь вверх дном, стал уже практически хрестоматийным. В любом случае ревизия реальных и фантазийных представлений о себе совпадает с окончанием больших жизненных циклов.
«Особенно в последние 15 лет люди выбирали работу не по желанию, а по возможности трудоустроиться, — говорит руководитель Ассоциации дополнительного профессионального образования Ольга Одынь. — Сейчас в стране наступает некоторое финансовое благополучие. У людей появляется выбор. И те, кому 20-30 лет, идут перепрофилироваться».
Есть спрос — есть предложение. При желании можно найти десятки, а то и сотни краткосрочных учебных программ, где за относительно небольшие деньги можно примерить на себя любую специальность — будь то валютный трейдер или мастер по изготовлению суши. «Сегодня я вижу поток бухгалтеров, которые идут на курсы по изучению творческих профессий, — говорит Ольга Одынь. — Они проработали в своей сфере по 10 лет, и им уже все осточертело. Чаще всего они учатся на ландшафтных дизайнеров и дизайнеров по интерьерам». Любопытно, что при этом число бухгалтерских курсов не сокращается. Видимо, их посещают неудачливые гуманитарии и те, кто хочет зарабатывать деньги при любой экономической ситуации.
Я хочу быть счастливым человеком
Конечно, скачки из бухгалтеров в дизайнеры еще не говорят о прямой связи между детской мечтой и реально выбранной карьерой. Мало кто в 5-6 лет бывает настолько осведомлен о будущей профессии, чтобы сказать: «Да, именно этим я хочу заниматься всю жизнь».
«Детские мечты задают тип работы», — говорит Сергей Пятенко. И воспоминания многих людей, опрошенных «Известиями», это подтверждают. Например, руководитель подразделения крупной компании призналась «Известиям», что в детстве она хотела быть «актеркой». Бизнес, в котором она сейчас работает, с этой профессией не связан вообще. Но каждый, кто хоть раз наблюдал, как эта женщина взаимодействует с коллегами, а тем паче решает проблемы, скажет, что она реализует свои актерские способности на все 300%.
Но, судя по всему, еще большее значение имеют иные личностные установки. Сравните два детских ответа на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Первый: «Я хочу быть счастливым человеком. А чем буду заниматься — пока не решила». Второй: «Я вообще не хочу становиться взрослым. Много ответственности, надо ходить на работу, зарабатывать деньги. Пока я маленький, мне хорошо». Почувствовали разницу?
«Основа детских фантазий о будущем — это мечта о счастье, — говорит Ирина Яковлева. — У каждого человека это понятие включает в себя самые разные значения. Для одних счастье — это быть нарасхват, постоянно контактировать со многими людьми, все время быть кому-то нужным. А для других — наоборот, максимальное устранение от общения с ближними». Продолжать этот ряд можно до бесконечности. Тот, кому для счастья нужны деньги, заработает их в любой профессии. Ведь есть же в России и хорошо зарабатывающие учителя! Тот, кому нужны яркие эмоции и приключения, найдет их на ровном месте в самой спокойной конторе. Тот, кому важно чувствовать себя героем, борющимся за правое дело с негодяями и кровопийцами, тоже свое получит вне зависимости от места работы. В итоге каждый находит то, к чему стремится.
• Варвара АГЛАМИШЬЯН
26.05.2006 10:42
***