Уроки выживания для журналистов
Российских журналистов теперь будут обучать, как правильно вести себя в экстремальных ситуациях. Многие корреспонденты освещали события в Ираке, Чечне и Афганистане, но специальные курсы для репортеров под названием «Бастион» военные проводят впервые.
Обстрел на войне может произойти в любую минуту. И от того, насколько адекватно поведет себя журналист, зависит не только его жизнь, но и жизнь тех солдат и офицеров, которые сопровождают и отвечают за него. Например, нарушение репортером основного правила при передвижении по незнакомой местности — идти след в след за сапером – может закончиться подрывом на «растяжке».
История современных войн показывает, что репортеры нередко гибнут только потому, что не знают элементарных мер безопасности и правил поведения в чрезвычайных ситуациях. То, что необходимы специальные курсы подготовки журналистов для работы в экстремальных условиях, стало ясно во время первой чеченской войны.
Оператор псковского телевидения Валентин Янус был убит в Грозном снайпером боевиков. За две чеченские кампании погибли 30 российских и иностранных журналистов, 12 пропали без вести, 24 побывали в заложниках. Во время совсем недавних событий в Нальчике погиб оператор Тамерлан Казиханов.
На курсах «Бастион» журналистов будут обучать прежде всего тому, что поможет сохранить жизнь. Что делать если, например, вы увидели забытый кем-то портфель?
«Если вы видите какие-то предметы, которые как-то нелогично здесь стоят, бросаются в глаза, — не спешите их брать, чтобы остаться в живых», — объясняет специалист по минно-взрывному делу Анатолий Маланчук.
На первые курсы организаторы решили пригласить самых известных и опытных российских репортеров — чтобы на них обкатать программу, а затем с учетом их замечаний ее скорректировать.
«Египетский журналист приехал на машине, еле-еле вылезает. Что случилось? Снимает бронежилет, показывает: в области почек большой синяк, в бронежилете пуля торчит, парень живой», — рассказывает военный корреспондент телекомпании RenTV Александр Оносовский. В отличие от западных журналистов, российские часто пренебрегают средствами индивидуальной защиты — бронежилетами и касками. А в зарубежных СМИ это требование записано в контракте. Как и прохождение специальной подготовки.
«Если бы средства защиты были 20 лет назад, мы просто не потеряли бы многих наших коллег, которые погибли в Чечне, Абхазии, Афганистане», — убежден военкор газеты «Аргументы и факты» Владимир Сварцевич.
*