С начала весны и в течение всего лета летчики американской береговой охраны раз в два дня поднимаются в воздух по заданию Международного ледового патруля (International Ice Patrol): они обследуют Атлантический океан на более высоких широтах, куда могут заходить корабли, чтобы наблюдать за дрейфующими айсбергами, отделяющимися от Гренландии.

С апреля по май 1912 года – года гибели «Титаника» – были обнаружены 740 айсбергов. Это были необычные месяцы, поскольку ежегодно обнаруживали всего несколько сотен айсбергов. И уже после трагедии «Титаника» был основана организация, получившая название Международный ледовый патруль (МЛП). «До рождения этой организации в 1913 году из-за айсбергов затонули 113 кораблей (наблюдение с воздуха началось только в 1946 году). Но и потом имели место 19 инцидентов, которое произошли лишь потому, что капитаны кораблей проигнорировали наши рекомендации», – рассказал Майкл Хикс, руководитель МЛП.

Но на протяжении последних двух лет в районах, прилегающих к Полярному кругу, наблюдаются аномальные явления. Общее количество айсбергов резко сократилось. В 2003 году их было 927, в 2004 – только 262, в прошлом году в акваториях северных морей было обнаружено 11 айсбергов, в этом году – ни одного. Куда они исчезли?

Сложившаяся ситуация сильно беспокоит океанографов, полагающих, что это, безусловно, одно из проявлений парникового эффекта.

Напомним, что айсбергом называется ледяная глыба длиной не менее 15 метров. Она начинает представлять собой опасность ниже 48 градусов северной широты – линии, пересекающей север Франции, южнее которой в океане могут находиться многочисленные пассажирские и торговые суда («Титаник» находился на 42 градусе северной широты, что приблизительно соответствует широте, на которой расположен Рим).

Вне зависимости от того, что происходит два последних года, даже после целого столетия наблюдений разгаданы не все тайны айсбергов, которые, отколовшись от льдов Гренландии, проходят так называемой «тропой айсбергов» шириной 100 км и длиной 50 км, прежде чем полностью растаять.

В 80-е и 90-е годы предпринимались меры, чтобы не позволить айсбергам «бродить» по океану. Их пытались даже разбивать бомбами, но результаты были незначительными. По этой причине была усилена система наблюдения. В те дни, когда летчики не поднимались в небо, маршрут прохождения айсбергов рассчитывался при помощи специальной компьютерной программы, при этом учитывались также его размеры, морские течения и погодные условия. Такой прогноз был рассчитан лишь на 24-48 часов. После чего приходилось вновь возвращаться к визуальным наблюдениям.

Разведка проводилась с бортов самолетов С-130 на высоте 2000 м, но когда бортовой радар обнаруживал силуэт, который мог принадлежать ледяному острову, самолет снижался, и производилась фотосъемка айсберга. Благодаря этим фотографиям можно было определить размеры айсберга с учетом того, что над поверхностью воды находилась лишь 9-я часть объема льдины, и рассчитать приблизительное время его жизни.

InoPressa.ru

*