23 мая 1908 года губернатор В.В. Якунин направил самарскому полицмейстеру В. Критскому письмо с грифом «Совершенно секретно, в собственные руки». Оно было вызвано публикацией газеты «Голос Самары», которая сообщала, что полиция обнаружила в банях, принадлежащих отцу депутата Государственной Думы и поборника трезвости М.Д. Челышева продажу и распитие спиртных напитков.

Сенсационный материал основывался на рапорте помощника пристава. Блюститель порядка Балин застал в номерах Челышевских бань веселую компанию мужчин и женщин легкого поведения. Как выяснилось, вино и пиво им принес из гостиницы Летягина коридорный Григорий Чижов, который пояснил, что сделал это за небольшую плату (25 копеек) по просьбе клиентов. А подтолкнула его на этот шаг необходимость. Раньше они получали с женой от хозяина за работу 15 рублей в месяц. Но с апреля 1907 года заведывать банями стал Михаил Дмитриевич. Он распорядился не платить служащим жалования, обязав их отдавать владельцу бань каждый месяц по 7-8 рублей из своих чаевых. Правдивость показаний Чижова подтвердили коридорный Алексей Королев и банщик Андрей Власов.

Дмитрий Ермилович Челышов еще при первом разбирательстве утверждал, что ни сам он, ни его сын Михаил Дмитриевич, в дела бань не вмешиваются. Руководит ими с 1 января 1908 года другой сын, Дмитрий Дмитриевич. Но газета «Волжское слово» все же написала: «Поведение Челышева, как заведующего банями, не только не платящего банной прислуге жалования за труд, но положившего даже на нее денежный налог, вследствие чего она, для получения заработка, должна прибегать к преступлению, в высшей степени позорно и не может быть ни чем оправдано…».

А 3 июня 1908 года газета «Биржевые ведомости» опубликовала документ, выкраденный из деловых бумаг А.Ф.Вакано. Из него следовало, что финансировал публикацию против поборника трезвости М.Д. Челышева сам владелец пивзавода, и участие в ней принимал один из его служащих.

Газеты заговорили о провокации, гнусной махинации. Сам факт продажи спиртного никто не оспаривал. Более того, признавалось, что «…незаконная продажа пива производится и в других самарских банях, в так называемых лимонадках, домах терпимости и прочих подобного характера почтенных заведений».

Сам Вакано свой поступок объяснил так: «Я считаю такую продажу, — написал он в газету «Голос Самары», — кем бы она не производилась, злом, с которым надлежит бороться каждому благомыслящему гражданину. Исходя из этих соображений, сын мой Владимир Альфредович Вакано, который уже многие годы совершенно самостоятельно управляет моими Самарскими предприятиями, по просьбе своего служащего Коновалова дал ему разрешение содействовать полиции в раскрытии ею шинкарства в банях Челышева. Если факт шинкарства в банях Челышева был обнаружен при содействии Коновалова, не кого-либо другого, то разве от этого он перестал был фактом?»

Скандальная история, сегодня это не покажется странным, сыграла на руку всем ее участникам. А.Ф. Вакано вновь был избран гласным Самарской городской думы, а Михаил Дмитриевич Челышев даже возглавил ее, став городским головой. Единственным пострадавшим оказался коридорный Г.Я. Чижов. Он лишился работы.

*