Союз потребителей РФ объявляет о проведении в 2004 году массовых кампаний в защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, по соблюдению права потребителей на получение информации об импортном товаре на русском языке, по выявлению и пресечению мошенничества на потребительском рынке.

Союз потребителей России подвел итоги прошлого года ко Всемирному дню прав потребителей, который по решению ООН отмечается 15 марта.

В 2003 году организации – члены СПРФ и учрежденные им экспертные центры за помощью и консультациями обратились свыше 150 тысяч граждан. По обращениям потребителей дано свыше 100 тысяч консультаций. Составлено более 35 тысяч претензий, из них 81% удовлетворены в досудебном порядке. В судах возбуждено около 3 тысяч дел. Завершено судебным решением в 2002 году 1,8 тыс. дел, в том числе 92 % в пользу истца.

Кроме того, в прошлом году в судах велось около 500 дел в защиту неопределенного круга потребителей. Значительная из них часть связана с нарушениями в сфере торговли, жилищно-коммунального обслуживания.

Например, Ассоциация потребителей Пензенской области обратилась с иском в защиту неопределенного круга потребителей к ЗАО «Пенза-GSM» с требованием обязать ответчика признать тарифные планы обслуживания неотъемлемой частью договора на оказание услуг радиотелефонной связи и выдавать их каждому потребителю; снизить остаток денежных средств, после которого происходит отключение телефона, с 45 руб. до нуля и обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда в средствах массовой информации.

Результатом по делу стало мировое соглашение, по которому исковые требования признаны ответчиком в добровольном порядке. Сумма возмещенного потребителям с помощью СПРФ ущерба в минувшем году составила более 120 млн. руб., в том числе по решениям судов – более 28 млн. руб. К сожалению, сумма штрафов, наложенных судами, которая в соответствии со ст. 13 закона «О защите прав потребителей» могла бы составить многие миллионы, составила всего 580 тыс. руб.

Подобная судебная практика явно не стимулирует злостных нарушителей прав потребителей стремиться решать споры в досудебном порядке. Было организовано 15 тыс. экспертиз. Проведено около 20 тысяч проверок предприятий торговли и услуг, в том числе каждая седьмая совместно с государственными контрольными органами. По результатам проведенных проверок уполномоченными органами наложено административных штрафов на организации и их должностных лиц на сумму 8 млн. руб.

Количество проверок, проведенных организациями СПРФ, с каждым годом сокращается. Главная причина этого – в противодействии местными органами власти в ряде регионов общественным объединениям потребителей в реализации их контрольных прав, определенных ст. 45 ФЗ «О защите прав потребителей». В результате от ответственности в минувшем году ушли многие тысячи нарушителей. Потерял и бюджет.

СПРФ регулярно освещает свою деятельность в центральной прессе, имеет собственный сайт в Интернете (potrebitel.net). 10 организаций СПРФ имеют собственные печатные издания, половина участвует в выпуске постоянных разделов и рубрик в СМИ, посвященных защите прав потребителей, остальные регулярно публикуют в СМИ информацию по потребительской тематике.

В минувшем году СПРФ совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы учредили Московскую систему добровольной сертификации «Экологичные продукты» (Постановление Правительства Москвы N783 ПП от 19.09.03 г.). Продукция, прошедшая процедуру сертификации, будет отмечена специальным знаком, что станет для нее «визитной карточкой», а для потребителя – гарантией ее подлинной экологической безопасности.

В мае 2003 г. в Санкт-Петербурге проведена конференция «Взаимодействие участников потребительского рынка: опыт, проблемы, перспективы». В рамках конференции состоялась церемония подведения итогов конкурса на присвоение Знака качества Союза потребителей РФ «Лучшее в России» по следующим товарным группам: мыло, шампуни, соки и нектары, масло растительное, маргарин, чай, пиво. Победителями по соотношению цены и качества во всех 10 номинациях оказались товары, производимые в России: в Иркутской, Белгородской, Липецкой и Московской областях, Санкт-Петербурге и Москве.

Центр независимой потребительской экспертизы СПРФ по заказу предприятий провел сравнительное тестирование по 3 группам товаров. 38 товаров и услуг получили знак высокой потребительской оценки качества «ПРОВЕРЕНО. Союз потребителей России – Центр независимой потребительской экспертизы».

В 2003 году была продолжена кампания «Поможем государству вернуть долги и доверие», которая на первом этапе показала существенный рост числа граждан настойчиво и грамотно защищающих свои права по компенсации дореформенных сбережений и целевых вкладов в судах, вплоть до Верховного, Конституционного и Страсбургского.

В рамках кампании хороших результатов добилось Сызранское общество защиты прав потребителей, выигравшее в судах несколько прецедентных дел по компенсации сбережений гражданам.

При принятии нового Устава железнодорожного транспорта СПРФ удалось добиться включения в него норм, предоставляющих пассажирам прав на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами. Начата массовая проверка выполнения этих норм закона. Первые результаты показывают, что есть нарушения. Так, пассажиры не имеют возможность бесплатно пользоваться туалетами на железнодорожных вокзалах в Санкт- Петербурге, Саратове, Костроме, а в Чебоксарах еще и залами ожидания. В Воронеже и Волгодонске бесплатные туалеты вынесены за пределы здания железнодорожного вокзала, что ограничивает возможность их использования пассажирами.

Москва, 13 марта /МК-Новости/.

МК-Новости

*