Сенсационный приговор вынес вчера Самарский облсуд по делу руководства дочернего предприятия НК ЮКОС ОАО «Самаранефтегаз». Несмотря на то что за уклонение от уплаты налогов обвинение требовало назначить управляющему компанией Павлу Анисимову и бывшему главбуху ОАО Елене Марочкиной условные сроки, суд решил отправить их в колонию общего режима, а также дал согласие на привлечение господина Анисимова в качестве обвиняемого по делу о незаконном предпринимательстве.

Елена Марочкина добровольно явилась в суд, чтобы получить вместо условного срока реальный

Фото: Игорь Казановский / Коммерсантъ

В июле 2005 года управляющий ОАО «Самаранефтегаз» Павел Анисимов добровольно вернулся в Россию из Лондона, где вместе с семьей проживал четыре месяца. По версии ОАО, в Англии он находился в служебной командировке. Однако уехал управляющий в самый разгар расследования уголовного дела, возбужденного самарской облпрокуратурой по факту неуплаты «Самаранефтегазом» налогов в особо крупных размерах. По данным следствия, действия управляющего Анисимова и бывшего главбуха компании Елены Марочкиной привели к тому, что в 1999-2000 годах «дочка» ЮКОСа недоплатила более 3,5 млрд рублей за счет того, что добывала практически чистую нефть, а налог платила с нефтесодержащей (скважинной жидкости).

По сведениям Ъ, истинной причиной возвращения Павла Анисимова стало его согласие сотрудничать со следствием в обмен на смягчение наказания. Уже в сентябре прошлого года управляющий направил в Генпрокуратуру обращение, в котором заявил, что в тех случаях, когда «Самаранефтегаз» недоплачивал налоги, он действовал не по собственной инициативе, а по указанию руководства ЮКОСа. При этом первые лица в руководстве области в кулуарах неоднократно заявляли о поддержке Павла Анисимова, который является депутатом областного парламента, и обещали приложить все усилия к тому, чтобы «управляющий «Самаранефтегаза» не пошел на зону вслед за Михаилом Ходорковским». В тот момент и в «Самаранефтегазе» были уверены, что господин Анисимов получит небольшой условный срок либо уголовное дело против него вообще будет закрыто.

30 марта в облсуде начался закрытый процесс по делу Павла Анисимова и Елены Марочкиной. Гособвинение запросило для управляющего «Самаранефтегаза» три года условно, а для бывшего главбуха – два года условно, поскольку подсудимые частично признали свою вину, а ущерб государству был возмещен: «Самаранефтегаз» перечислил в бюджет 3,5 млрд недоплаченных налогов. Обвиняемые и их адвокаты сохраняли относительное спокойствие. Один из защитников Павла Анисимова сказал тогда: «В сложившихся обстоятельствах условный срок – приемлемое развитие событий для моего клиента».

Однако 12 мая, в день предполагаемого оглашения приговора, ситуация кардинально изменилась. Павел Анисимов, до этого находившийся под подпиской о невыезде, был неожиданно арестован в зале суда. Формальным поводом для этого стала неявка на заседание Елены Марочкиной, которая прислала в суд справку о том, что находится на лечении в московской клинике «Запад». Гособвинение сочло эту справку фальшивой и предположило, что госпожа Марочкина хочет скрыться от правосудия. Поэтому, как заявили в прокуратуре, господина Анисимова пришлось арестовать.

На вчерашнее заседание суда Павел Анисимов был доставлен в наручниках из СИЗО. Он держался вполне спокойно, сдержанно кивнул собравшимся у дверей журналистам (вынесение приговора также проходило в закрытом режиме). Елена Марочкина прибыла на процесс самостоятельно, но в зале суда была взята под стражу. В своем последнем слове Павел Анисимов заявил, что действовал не по собственной инициативе, а по указанию руководства ЮКОСа, и попросил суд вынести «справедливый и объективный приговор». Госпожа Марочкина попросила суд о снисхождении, заявив, что она невиновна.

Решение судьи Валерия Курылева шокировало обвиняемых и их адвокатов. Суд признал подсудимых виновными в уклонении от уплаты налогов в крупном размере и приговорил Павла Анисимова к двум с половиной годам, а Елену Марочкину – к полутора годам заключения в колонии общего режима. Кроме того, Павел Анисимов и Елена Марочкина были лишены права занимать руководящие должности на срок два и полтора года соответственно. Таким образом, судья назначил им гораздо более жесткое наказание, чем требовало обвинение.

«Тяжесть совершенного преступления достаточна для того, чтобы назначить подсудимым наказание, связанное с реальным лишением свободы, даже если они ранее не привлекались к уголовной ответственности»,– заявил гособвинитель Данила Левичев, пояснивший, что статья 199 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до шести лет.

Адвокаты господина Анисимова заявили Ъ, что считают приговор необъективным и неоправданно жестоким. Однако он не стал для них неожиданным. «Судя по тому, как развивались события, суд мог бы назначить и максимальное наказание»,– заявил адвокат Евгений Костюк, заметивший, что, по его мнению, вина подсудимых так и не была доказана. «Я не знаю таких прецедентов, чтобы по статье 199 УК РФ при условии возмещения ущерба и раскаяния подсудимых суд давал реальные сроки»,– заявил Ъ господин Костюк.

Напомним, что на аналогичном процессе бывший управляющий директор «Юганскнефтегаза» (ранее принадлежала НК ЮКОС), депутат Ханты-Мансийской окружной думы Тагирзян Гильманов получил три года условно за пособничество в неуплате налогов.

«Мы считаем столь жесткий приговор следствием позиции государства по делу ЮКОСа и желанием Генпрокуратуры и суда проявить служебное рвение»,– заявил Ъ адвокат Вячеслав Панков. По его мнению, облсуд проявил инициативу, выполняя директиву Кремля «дать Анисимову как можно больше». Примечательно, что развязка по делу «Самаранефтегаза» произошла в момент крупных кадровых перестановок в самарском облсуде и облпрокуратуре. На пенсию были отправлены председатель облсуда Анатолий Бабенко и областной прокурор Александр Ефремов, которые, по сведениям Ъ, не настаивали на том, чтобы управляющий «Самаранефтегаза» был приговорен к лишению свободы.

В «Самаранефтегазе» Ъ заявили, что коллектив компании возмущен приговором: «Уже собрано более 4 тысяч подписей в защиту Павла Алексеевича (Анисимова.– Ъ)». «Для меня решение суда очень неожиданно,– сказал Ъ депутат губернской думы Николай Мусаткин.– Мы с коллегами соберемся и обсудим эту ситуацию, хотя я не знаю, чем тут можно помочь. Адвокаты Анисимова будут пытаться оспорить приговор, значит, процесс еще не закончен». При этом господин Мусаткин заметил: «Если прокурор просил три года условно, а посадили на два, значит, в судебный процесс, видимо, вмешалась политика».

Однако на этом проблемы господина Анисимова не закончились. Вчера облсуд еще раз снял с Павла Анисимова депутатскую неприкосновенность, удовлетворив обращение облпрокуратуры о возможности привлечения управляющего «Самаранефтегаза» в качестве обвиняемого по статье 171 части 2 УК РФ («Незаконное предпринимательство»). Прокуратура подозревает «Самаранефтегаз» в нарушении лицензионных соглашений, считая, что «дочка» ЮКОСа в 2000-2004 годах добыла нефти сверх установленных государством лимитов. В прокуратуре заявили, что если вина Павла Анисимова будет доказана, ему грозит пятилетний срок.

ПАВЕЛ Ъ-СЕДАКОВ, ЛИЛИЯ Ъ-АБДУЛИНА, Самара

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 89 (№ 3420) от 20.05.2006, СБ

КОММЕРСАНТЪ

***