Люди во времени: Действительно настоящий. Смерть «мертвой головы»
* Действительно настоящий 18 мая 2001 года, в Москве, не дожив двух дней до восьмидесяти пяти лет, умер легендарный безногий летчик, Алексей Петрович Маресьев.
* Смерть «мертвой головы» 23 мая 1945 года, во время допроса, покончил с собой Генрих Гиммлер, чье имя не нуждается в комментариях.
18 мая 2001 года, в Москве, не дожив двух дней до восьмидесяти пяти лет, умер легендарный безногий летчик, Алексей Петрович Маресьев.
К моменту его кончины пропаганда, которая преследовала его всю жизнь и превратила эту жизнь в некоторое приложение к школьной хрестоматии, изрядно поутихла, и, при появлении в газетах сообщений о предстоящем торжественном юбилее, многие недоуменно спрашивали: «Как? Разве он еще жив?». Равно как для многих, выросших при советской власти, он никогда и не жил по-настоящему, заслоненный иллюстрацией к книге Бориса Полевого. Между тем, Алексей Петрович существовал на самом деле, прожив долгую и вполне достойную жизнь, а подвиг его, как ни странно, состоялся на самом деле.
Его самолет на Северо-Западном фронте и вправду был сбит во время боевого вылета, он действительно чудом посадил машину и оказался в глухом лесу, один, без надежды на помощь, без еды и питья. Все это так и было. Каким чудом он дополз до людей, с раздробленными и обмороженными ногами – истинная загадка. Такие истории случаются порой, и, если человеком владеет мощная воля к жизни, ему каким-то образом удается спастись, а расценивается это впоследствии как чудо. Да, быть может, это и есть чудо. Такого рода примеры можно найти в книгах Джека Лондона и других писателей, тех, кого интересует феномен человека как такового и его скрытых возможностей – не столько физических, сколько моральных.
Разумеется, то, что Маресьевым, во время его фантастического бегства от гибели, руководила какая-то идеологема – крайне маловероятно: в столь экстремальных обстоятельствах идеологические наслоения слетают быстрее осенней листвы, если, конечно, речь идет не о фанатике, каковым, судя по всему, Маресьев не был. И то, что «подвиг Мересьева» стал идеологическим жезлом и жупелом – полностью на совести прилежных пропагандистов. Перед нами лишь пример мужественного и цепкого человека, ухитрившегося, пройдя через жестокие испытания и став калекой, не только выжить, но и сохранить профессию, выстроить личную жизнь и прожить отпущенные ему годы, не требуя от окружающего мира скидок на свою увечность и ущербность. Проверки, устраиваемые людям жизнью, бывают порой очень жестоки, и тот, кто с честью выходит из испытаний – действительно настоящий человек.
23 мая 1945 года, во время допроса, покончил с собой Генрих Гиммлер, чье имя не нуждается в комментариях.
Собственно говоря, самоубийство явилось результатом очевидной оплошности, допущенной представителями британской разведки – его недостаточно тщательно обыскали при аресте. Одну ампулу с цианистым калием обнаружили в кармане куртки, а заглянуть арестованному в рот не догадались. Впрочем, сам арест был произведен вполне грамотно: неизвестного, именовавшего себя Генрихом Хицингером, 21 мая выловили в толпе беженцев, следовавшей на запад. Человек с черной повязкой на левом глазу остановил внимание патруля тем, что его удостоверение личности было явно слишком свеженьким, да и держался он чересчур напряженно для сотрудника полевой полиции, за которого себя выдавал. После задержания «Хицингер» упорствовал не слишком долго, сорвал повязку, надел очки, назвал свое подлинное имя и потребовал, очевидно, соответственно рангу, встречи с фелдмаршалом Монтгомери. Его обыскали, отобрали вышеупомянутую ампулу с ядом и препроводили в камеру. 23 мая он был вызван для допроса специально прибывшим высоким чином британской разведки, и вот тут-то, при повторном обыске, Гиммлер раскусил спрятанную во рту ампулу с цианистым калием – в некотором роде, обязательный атрибут, которым были снабжены все высшие чины Третьего рейха в преддверии поражения.
Конечно, то, что Гиммлеру удалось так быстро и словно бы невзначай сбежать на тот свет, промах очень досадный – даже если не жаждать крови, имея в виду непременное свершение правосудия над очевидным преступником в виде смертной казни, просто очень интересно и поучительно было бы послушать его соображения по поводу творившегося в Германии и в мире за предыдущие два десятилетия – тем более, что это, творившееся, в значительной мере было делом его рук.
Генрих Гиммлер, родившийся в 1900 году в Мюнхене, во вполне интеллигентной семье учителя, смолоду стремился к военной карьере, но ему не повезло – Первая мировая закончилась раньше, нежели он успел попасть на фронт. После войны Гиммлер вроде бы смирился с необходимостью получить цивильное образование, поступив на агрономический факультет Мюнхенского технического университета, но круг его интересов лежал вовсе в стороне от мирного сельского хозяйства – его влекла самореализация в героическом варианте и чрезвычайно манила власть, что естественным образом привело националистически настроенного юношу в ряды НСДАП. Во время «пивного путча» он нес знамя, очевидно, замирая от высокого пафоса происходящего. После разгрома путча не потерял интереса к идеям партии, более того, приложил немало энергии, чтобы сблизиться с Гитлером, когда тот, отсидев положенное после провала путча, вышел на свободу. Впрочем, все усилия Гиммлера пробиться и сделать карьеру среди единомышленников до поры до времени были тщетными – он казался соратникам довольно бесцветным и незначительным, что не лучшим образом характеризует их прозорливость.
Назначение Гиммлера главой отрядов СС, которые никто не принимал всерьез, поскольку единственной реальной силой казались тогда штурмовики СА, сперва тоже не прибавило ему веса в глазах однопартийцев. Тем не менее, под его руководством СС быстро набрало силу и превратилось в весьма значимую силовую структуру – видно, не столь уж вял и незначителен был шеф СС, сколь казался поначалу.
Довольно неглупо было придумано – придать идее СС метафизическое обоснование. Трудно представить себе, что Гиммлер сам верил во всю возвышенную галиматью, которую усиленно внедрял в мозги своих подчиненных, впрочем, нельзя исключить, что он и сам испытывал потребность в «высшей идее» – вообще это типично для людей истерического склада, со слабым типом нервной системы, стремящихся компенсировать эту слабость с помощью, в частности, «потусторонних сил». Так или иначе, вскоре СС стало «черным орденом», с мистически обставленным ритуалом вступления, с ношением перстней с «мертвой головой», с успешным вбиванием в голову сознания собственной исключительности и, соответственно, полной вседозволенности. В сущности, методика не устарела, что доказывают события сегодняшнего дня.
Поскольку Гиммлер, в полном соответствии с идеями фюрера, был болезненно фиксирован на расовых вопросах, то и идеология СС была полностью подчинена расовой теории. Члены СС были настолько свято уверены в недопустимости пребывания на белом свете «расово неполноценных», что практически без колебаний уничтожали живых людей, не считая их таковыми – в этом огромная «заслуга» Гиммлера. Не говоря уже о браво проведенных организационных мероприятиях по уничтожению «генетического мусора» – жуткая сеть концлагерей, опутавшая Европу, – прямой результат его усилий. Сведения о слабости, проявленной им во время расстрела евреев, свидетелем которого он оказался, несколько неточны: Гиммлер пожалел не жертв, а палачей, нервы которых подвергались непосильной нагрузке во время казни, следствием чего стали сперва душегубки, а затем и газовые камеры – дабы исполнители могли избавляться от «отбросов человечества», не вступая с ними в непосредственный контакт. Вообще же, версия о нежном душой и слабохарактерном интеллигенте, каковым теперь, по прошествии многих лет, пытаются изобразить Генриха Гиммлера, делая из него чуть ли не жертву режима и личной преданности Гитлеру, не выдерживает никакой критики.
Абсолютно циничный тип, убежденный в собственном превосходстве над остальным человечеством, готовый реализовывать это превосходство в самых безжалостных формах, начисто лишенный рефлексии, намеренный завоевывать власть и предоставляемые ей преимущества любой ценой, в том числе, ценой крови – разумеется, не собственной, – вот что представлял собой этот «интеллигент», с «девичьими руками» и десятками миллионов жизней на совести. Собственно, такого сорта «сверхчеловеки» представляют собой оплот любой диктатуры, без них она просто не может существовать, и, если приглядеться к некоторым политическим персонажам, действующим сегодня, ну хотя бы на российской политической арене, можно испытать отнюдь не радующее ощущение «дежа вю». Инкарнации Гиммлера (в которые он верил) живут и действуют.
Ведущая рубрики
«Русская Германия»
N- 20/2006 22.05 — 28.05
***