Праздник непослушания. Башкирская оппозиция провела митинг против Муртазы Рахимова
Вчера вечером в Уфе, на площади напротив мэрии, координационный совет объединенной оппозиции провел очередную акцию, которую назвал «Мир. Труд. Май. Бабай, гуд бай!» «Бабаем» в Уфе в простонародье называют башкирского президента Муртазу Рахимова, уже 14 год бессменно управляющего республикой, соответственно акция носила резко антирахимовский характер — местная оппозиция на сей раз не просто заявила о том, что отставка Рахимова «назрела», но и приняла некий «Акт прямого волеизъявления граждан». В митинге приняли участие не более 300 человек.
Пригласительные билеты на свою акцию оппозиционеры распространили в городе в минувшие выходные и даже заранее попытались пресечь противодействие своей акции — в свете прошедших обысков и арестов в апреле. Обычно в канун оппозиционных акций в городе по странному стечению обстоятельств распространялись слухи о якобы «готовящихся терактах». На сей раз оппозиционеры, убежденные в том, что распространяют эти слухи местные власти, незаинтересованные в притоке людей на оппозиционные акции, даже заготовили заявление в Генпрокуратуру и суд — обвиняющее администрацию президента и МВД РБ в «терроризме». Оппозиционеры в данном случае имели в виду «действия, направленные на запугивание населения», они пригрозили в случае появления новых таких «провокаций» со стороны власти дать заявлению «немедленный ход». Ход этому заявлению, однако, давать, судя по всему, не пришлось, потому что сама акция, несмотря на отсутствие на этот раз «запугиваний», получилась очень скромной — она собрала около 300 человек. При этом, по данным пресс-службы МВД Башкирии, охраняло общественный порядок на акции примерно столько же милиционеров.
В «акте», который представители совета зачитали и приняли на митинге, они признали полномочия Рахимова, «полученные в результате сфальсифицированных выборов 2003 года», «недействительными», предложили президенту РФ сформировать в Башкирии «правительство народного доверия» и внести новую кандидатуру на пост руководителя региона. А попутно — объявили «незаконной» произошедшую в республике приватизацию топливно-энергетического комплекса и призвали начать процедуру его возврата «в собственность народа».
Прокуратуру Башкирии они попросили «тщательно рассмотреть все имеющиеся материалы о коррупции и нарушениях законов РФ в органах государственной и местной власти республики и довести данные дела до суда» и провозгласили, что «в Республике Башкортостан гарантируется свобода слова», а «запрещается цензура и преследование по политическим мотивам». Наконец, оппозиционеры призвали объявить 18 мая праздничным Днем «народного освобождения», — правда, многим осталось неясно, почему именно этот день был выбран и от чего конкретно народ освободился.
Глава координационного совета Рамиль Бигнов между тем заявил „Ъ“, что под провозглашенным на митинге «Актом волеизъявления народа, направленным на защиту социальных интересов граждан», оппозиция планирует собрать не менее 100 тыс. подписей, в том числе подписи руководителей 50 общественно-политических организаций, — «для того чтобы передать в Кремль». «Мы имеем контакты с представителями Кремля и хотим, чтобы там знали о том, что против нынешнего башкирского президента выступает значительная часть населения региона. Москва не сможет такое положение игнорировать бесконечно», — заявил господин Бигнов. Напомним, около года назад местная оппозиция уже предпринимала подобную акцию и, собрав, как она сама сообщала в СМИ, несколько десятков тысяч подписей под призывами отправить Рахимова в отставку, передала документ в кремлевскую администрацию, — не получив, впрочем, на свое послание внятного ответа из Москвы.
В администрации башкирского президента отнеслись к очередной акции оппозиции сдержанно. «Демократический строй тем и хорош, что два десятка людей могут принять акт волеизъявления всего народа. Мы же будем руководствоваться тем, что думает по этому поводу большинство населения республики», — заявил „Ъ“ пресс-секретарь Муртазы Рахимова Ростислав Мурзагулов. Многие, впрочем, задаются вопросом, чьи интересы выражает нынешняя башкирская оппозиция и не скрываются ли за активизировавшейся в последнее время местной оппозицией некие силы «извне Башкирии», ожидающие открытия вакансии президентского кресла в республике. Некоторые находят объяснение сложившейся ситуации внутри республики, — по свидетельству ряда чиновников, в последнее время позиции президента республики, прежде жестко державшего под своим личным контролем все местное чиновничество, несколько ослабли, и в близких к руководству республики кругах «усилились различные группировки». Не исключено, на их взгляд, что недоброжелатели Муртазы Рахимова изнутри системы «также нашли точки соприкосновения с оппозицией».
ИЛЬШАТ ГАЙНУЛЛИН,
ГУЛЬЧАЧАК ХАННАНОВА, Уфа
КАЗАНЬ №88 от 19.05.2006, ПТ
*