Пьоу, пьоу, пьоу… Хэк, хэк, хэк, хэк! – так обезьяны говорят "Уходим отсюда"
Судя по всему, люди не единственные, кто может составлять фразы
Ученые утверждают, что обезьяны в состоянии составлять «простые предложения». Это первое доказательство в пользу того, что животные могут быть способны к одному из ключевых принципов языка.
Британские ученые обнаружили, что белоносые мартышки из Нигерии иногда общаются при помощи комбинации звуков, выстроенных в определенной последовательности, причем совокупность звуков означает нечто отличное от значения каждого элемента. Ранее считалось, что такая способность присуща только человеку.
Хотя многие животные общаются между собой с помощью различных звуков, наделенных определенным значением (обычно это сигнал об опасности, сообщающий о появлении того или иного хищника), ранее не выявлялось, чтобы животные выстраивали эти сигналы в последовательности, подобные тем, что существуют в человеческом языке.
Это открытие позволяет предположить, что рудименты синтаксиса, базового компонента человеческого языка, могут быть более широко распространены среди приматов, чем обычно считается. В конечном итоге это может пролить свет на вопрос об эволюции самой человеческой черты – языка.
Белоносая мартышка(Cercopithecus nictitans) издает два основных сигнала тревоги. Звук, который можно передать как «пьоу» означает, что поблизости – леопард, а кашлеподобный звук, который ученые обозначают как «хэк», используется, чтобы предупредить о приближении орла.
Кейт Арнольд и Клаус Зубербюхлер из Университета Сент-Эндрюс обнаружили, что животные используют эти звуки новым способом. Определенная последовательность «пьоу» и «хэк» означает нечто совершенно иное.
Обезьяны живут в группах, состоящих из одного взрослого самца, нескольких самок и их детенышей. Когда самец произносит это «предложение», состоящее из трех «пьоу» и четырех «хэк», это работает как команда для остальным уходить, обычно в более безопасное и укрытое место.
Обезьянки используют этот сигнал не только тогда, когда рядом хищники, но и во время обычных занятий, например добывания пищи. Судя по всему, это просто означает: «Уходим отсюда».
*