После шестилетних реставрационных работ в парижском саду Тюильри, раскинувшемся между площадью Согласия и Лувром, вновь открылся музей изобразительного искусства «Оранжерея», где находится одно из величайших творений импрессионизма — «Кувшинки» Клода Моне.

Здание музея было построено в середине XIX века и использовалось в качестве картинной галерии для организации временных экспозиций, а в 1927 году там получили «постоянную прописку» «Кувшинки» — серия гигантских полотен высотой 2 метра и общей протяженностью 100 метров.

Над созданием этого шедевра патриарх импрессионизма в течение многих лет работал в своем имении Живерни, расположенном в долине Сены в нескольких десятках километров к северо-западу от Парижа. На картине художник изобразил пруд, заросший кувшинками, водяными лилиями и лотосами.

Незадолго до смерти Моне, передавший свое творение в дар Франции, сам разработал концепцию размещения полотен в музее: картины были прикреплены к стенам двух овальных залов и освещались естественным дневным светом благодаря огромному стеклянному плафону в крыше здания.

В 1960-х годах «Оранжерея» была подвергнута перестройке, чтобы разместить в галерее коллекцию из 144 произведений импрессионистов, включая Ренуара, Сезанна, Пикассо и других прославленных мастеров живописи. В результате, «Кувшинки» лишились естественного освещения, и лишь на рубеже веков властями было принято решение провести реставрацию музея, чтобы восстановить первоначальный замысел великого Моне.

Работы, проводившиеся под руководством архитектора Оливье Броше, начались в 2000 году и обошлись казне в 29 миллионов евро. При этом «Кувшинки» даже в самый разгар стройки не покидали своего места: полотна поместили в специально сконструированные камеры, надежно защищающие картины от пыли и позволяющие постоянно контролировать температуру и влажность воздуха.

В ходе строительных работ неожиданно были обнаружены остатки средневековой крепостной стены. Эта находка затянула стройку более чем на год, поскольку долгое время никто не знал как поступить с этой стеной. В итоге было решено расчистить и сохранить ее 20-метровый участок, включив его в общий архитектурный план музея.

Но главный итог реставрации, по мнению хранителя музея Филиппа Сонье, заключается в том, что «Кувшинки» вновь обрели естественное освещение, ведь именно работа со светом, с его тончайшими оттенками и нюансами и лежит в самой основе импрессионизма.

Дирекция «Оранжереи» рассчитывает, что проведенная реставрация позволит привлечь дополнительное количество любителей живописи в музей, который прежде ежегодно посещали до полумиллиона человек.

РИА "Новости"

*