Говорят, что Москва, как и положено самому дорогому городу страны, пахнет деньгами. А этот запах не очень-то приятный. Он наполнен выхлопными газами, сдобренными табачным дымом, потом и гремучей смесью разнообразного парфюма. Но это общая картина. На самом деле у каждого района Москвы есть свой собственный дух, который вполне может стать и одним из параметров при выборе недвижимости.

Отрадное

Один из самых проветриваемых уголков Москвы занимает 50-ю строчку в жилищном «ценовом» рейтинге столичных районов. Средняя стоимость квадратного метра жилья тут составляет $2.7 тыс., а общее количество этих метров приближается к трем миллионам.

Когда-то Отрадное пахло яблоками — на территории района располагался огромный яблоневый сад. Ему была уготована та же судьба, что и чеховскому вишневому, — сад постепенно вырубили и застроили. Потом довольно долго Отрадное кого-то радовало, а кого-то отпугивало свежестью вольно разгуливающих ветров и сопутствующим им запахом свободы. Из-за широких улиц и особенностей застройки по силе перемещения воздушных масс Отрадное могло соперничать с самыми ветреными в столице местечками высоко расположенного Юго-Западного административного округа. Благодаря им даже после вырубки сада атмосферная гармония Отрадного не нарушилась. Сюда доносились лесные запахи соседствующих территорий: Ботанического сада, Останкина и ВВЦ — мест, которые местные жители прозвали своим зеленым прогулочным «пригородом».

Сейчас, правда, ветра чуть поутихли — вслед за увеличением плотности застройки выросло и количество преград на пути воздушных масс. В принципе свой плюс в этом есть — резко сократилось количество простудных заболеваний. Однако тут же проявилась и другая сторона медали — активно движущееся Алтуфьевское шоссе вносит свою негативную нотку в ароматическую составляющую местной жизни.

Нагатинский затон

В последние два-три года по комфорту проживания, отраженному в уровне цен на недвижимость (ныне это около $2.8 тыс. за кв.м), Нагатинский затон соревнуется с престижным районом Кунцево. А по качеству воздуха мог бы с лихвой его переплюнуть. Если бы не одна деталь.

Приятным и отнюдь не свойственным мегаполису ароматам этого района способствует сам местный ландшафт. С одной стороны, свежестью и прохладой тянет с Москвы-реки. С другой стороны, запах леса, меда и истории доносится с раскинувшегося на 390 гектарах Коломенского, которое придворный поэт Симеон Полоцкий сравнивал с восьмым чудом света. Особенно приятная атмосфера должна окутать район 18 мая, когда в Коломенском будут отмечать праздник исторических садов столицы. Обычно к этому времени Нагатинский затон захлебывается ароматами распустившихся в Коломенском яблонь, вишен, черемухи и сирени.

И все было бы отлично, если бы не одна неприятная деталь. Примерно в это время к благоуханиям начинают подмешиваться зловония сероводорода, с которыми местным жителям приходится мириться до самой осени. Как этот и повелось в ароматически благоприятных районах Москвы, источник неприятного запаха находится за пределами Нагатинского затона — на другом берегу Москвы-реки располагаются ныне действующие поля фильтрации. Но местным жителям от этого не легче — ветер с той стороны будет дуть все жаркое время года. Возможно, после полного окончания реконструкции района, когда увеличится плотность и высота застройки, «ароматный» вклад соседей в микроклимат района сократится. Однако произойдет это еще не скоро.

Северное Медведково

Со своими средними ценами на жилье, чуть превышающими $2.6 тыс. за кв.м, Северному Медведкову трудно тягаться с элитными районами Москвы. Однако пахнет здесь тем, чем и положено в большом городе, — большими преобразованиями.

Когда отдельно взятый район чуть ли не целиком превращается в огромную стройплощадку, особых благовоний ожидать не приходится. Гасится свежесть Яузы, правда, и ароматы соседствующей МКАД отступают на второй план. На первый же выходят запахи бетона, краски, асфальта и всего прочего строительного многообразия, включая пыль сносимых пятиэтажек и притягательный аромат непрерывных новоселий. В последний раз такое активное строительство в районе велось лишь в 60-х, когда Северное Медведково как таковое, собственно, и появилось на карте Москвы.

Как говорят местные жители, на этапе строительства абсолютно все дома — и коммерческие, и муниципальные — пахнут одинаково. Зато старые, природные, запахи уже начали забываться. Чтобы освободить площадки под строительство, деревья выкорчевывали так рьяно, что учащиеся местной школы с экологическим уклоном даже решили взять под защиту несколько местных березовых рощиц. Впрочем, как уверяют в управе, восстанавливать после окончания реконструкции свежий запах в районе будут сами строители. Площадь нового озеленения составит 4.2 га.

Даниловский

Примыкая вплотную к ЦАО, этот обычно тихий район Южного округа никогда не перемещался в первую половину ценового рейтинга жилой недвижимости Москвы. Сейчас, например, со своими средними по району $2.6 тыс. за кв. м, Даниловский занимает лишь 65-ю строчку. Между тем по разнообразию ароматов он может дать фору большинству районов Москвы.

Два главенствующих запаха этого района — аромат свежевыпеченного хлеба и готовящейся бражки. Если с первым все довольно ясно (на территории Даниловского располагается свой хлебзавод), то происхождение второго не столь очевидно. Самогонщиков в районе не больше, чем в любом другом уголке Москвы. В специфический же запах, особенно явный летом, преобразуются ароматы, доносящиеся из соседнего района, с другого берега Москвы-реки, где находится дрожжевой заводик. Хотя порой местных жителей и впрямь одолевает желание заняться производством алкоголя в домашних условиях. Дело в том, что на территории района размещается стадион «Торпедо», где спортивные матчи проводятся с завидной регулярностью. Дабы болельщикам неповадно было подогревать спортивные страсти алкоголем, за пару часов до их начала закрываются все окрестные магазинчики. Но вместе с болельщиками на вынужденную диету в эти часы садится и все население Даниловского.

В качестве компенсации за временные неудобства в эти часы к типичным ароматам района добавляется еще один запах — запах лошадей, который разносит повсюду контролирующая поведение спортивных болельщиков конная милиция. Есть в районе, наконец, и еще один аромат — вот уже второй год тут постоянно пахнет краской. Как сетуют местные жители, еще в прошлом году коммунальщики закупили партию промороженной — а из-за этого и долго не высыхающей — масляной краски. Поэтому стоит рабочим визуально обновить «малые формы» дворов, как в воздухе надолго поселяется запах дешевого ремонта. Не говоря уже о том, что после прогулок детей, собак и бабушек все приходится отмывать с бензином.

Марьино

Как ни стремятся этот довольно тихий район, под завязку напичканный всевозможной инфраструктурой и строительными инновациями, подтянуть поближе к наиболее привлекательным для жизни местечкам Москвы, ничего не получается. Со своими средними $2.5 тыс. за кв.м он стойко тащится среди аутсайдеров, занимая примерно 15-ю снизу строчку рейтинга столичных районов. А виной всему — стойкая обонятельная ассоциация.

Из-за находившихся когда-то на территории нынешнего Марьина полей фильтрации его прозвали «районом на какашкиных болотах». И никому нет никакого дела, что в последние 25 лет (а именно столько и существует район) он благоухает совсем иначе. Во время строительства района все старые, загрязненные почвы отсюда вывезли и засыпали новую землю. От большинства же типичных для города ароматов Марьино спасет обилие воды (здесь и Москва-река протекает, а к тому же район пронизан разветвленной системой каналов), а также отсутствие крупных транспортных магистралей. Поэтому Марьино вполне можно назвать обонятельно нейтральным районом.

Впрочем, источники неприятных запахов в Марьине конечно же есть. В более старой части района, соседствующей со станцией Перерва, запахи создает специфическая манера уборки территории, практикуемая здешними дворниками. Желая обеспечить чистоту мусорных баков, их прямо на месте моют из шлангов, а грязную воду сливают тут же, на асфальт. В результате в районе летом появляются локальные островки такого стойкого неприятного запаха, что их стараются обойти стороной даже уличные кошки. В более новых микрорайонах Марьина главный источник загрязнения воздуха — «факел» нефтеперегонного завода, расположенного в соседствующей с этой частью района Капотне. Справедливости ради стоит сказать, что на запах продукты нефтеперегонки почти не чувствуются, зато черной копотью благополучно оседают на стеклах пяти-шести самых неудачно расположенных домов Марьина. Не так давно до местных жителей дошла благая весть — ходили стойкие слухи, что завод в Капотне попал под программу вывода промышленных предприятий за черту города. Но радовались марьинцы недолго. Как заявил московский мэр, завод слишком много вносит в экономику города. Поэтому в обозримом будущем вместе со своим факелом и возникающими от него последствиями останется на прежнем месте.

• Наталия ПАВЛОВА-КАТКОВА

17.05.2006 16:41

Финансовые известия

***