В столице устанавливают новые интерактивные дорожные знаки, которых нет даже в ПДД, — авторадары, показывающие, с какой скоростью движется автомобиль. Первые два знака-радара уже работают на въездах в Лефортовский тоннель, третий интерактивный указатель настраивают на Кутузовском проспекте.

Первые стационарные авторадары появились на въездах в Лефортовский тоннель около месяца назад. Обычный автомобильный знак предупреждает водителя о максимально разрешенной скорости в 60 километров, а рядом, на небольшом табло высвечивается скорость, с которой мчится ближайший к знаку автомобиль. Радар фиксирует скорость машины, находящейся в 150 метрах от него, поэтому времени сверить свою скорость со спидометром водителям хватает.

— Пока это только эксперимент, — сказал «Известиям» начальник отдела капитального ремонта ГУП «Кольцевые магистрали» Евгений Николаев. — Никакой карательной функции новые знаки не несут. Скорее, это психологическая подсказка водителю сбавить скорость. Наш руководитель увидел такой знак где-то за границей и решил установить в Москве. Сейчас мы пытаемся подключить такой же радар на Кутузовском проспекте, но там возникли некоторые технические сложности. Если эксперимент удастся, то уже скоро 7 таких радаров повесят на самых проблемных участках 3-го транспортного кольца. Конкретные места пока уточняются. Стоит каждый знак около 150 000 рублей.

Столичные водители новую дорогостоящую игрушку оценили по достоинству, и средняя скорость потока машин в районе Лефортовского тоннеля действительно стала меньше. Правда, теперь, вместо того чтобы смотреть на дорогу, большинство автолюбителей въезжают в Лефортовский тоннель с высоко запрокинутой головой, стараясь уличить электронный прибор во лжи, сверив его показатели с данными на спидометре. В ГИБДД к новому техническому чуду относятся пока настороженно, пытаясь оценить его целесообразность.

— Мы приветствуем любые способы сокращения аварийности на дорогах, — заверили «Известия» в ГИБДД Москвы. — А в Лефортовском тоннеле наши специалисты фиксировали «рекордсменов», которые неслись со скоростью 200 километров в час. Но радар висит недавно, и анализа его эффективности еще не проводили.

Между тем в Европе интерактивные радары используются уже давно, к тому же в отличие от отечественных прототипов они не только подсказывают водителю сбавить скорость, но еще и фотографируют нарушителя и передают его данные в полицию. У нас же такое использование фоторадаров пока невозможно. Дело в том, что в европейских странах ответственность за нарушение ПДД в любом случае несет владелец автомобиля, а в России вся вина ложится на того, кто машиной управляет. В результате сотрудники ГИБДД просто не смогут найти того, кому выслать квитанцию за нарушение. Любой автовладелец может сказать, что не управлял машиной в этот момент, а уже 10 лет, как продал автомобиль по доверенности.

— Вообще, на сегодняшний день такой интерактивный знак нашим ПДД не предусмотрен, — рассказал «Известиям» руководитель Центра организации дорожного движения Москвы Сергей Попов. — Но мы этим вопросом уже занимаемся. В конце месяца должна состояться общегородская комиссия по безопасности дорожного движения. На ней вопрос о легализации таких знаков обязательно будет рассматриваться. Кроме того, мы планируем обсудить вопрос установки авторадаров рядом со школами.

Как обмануть технику

С тех пор как на дорогах стали появляться радарные установки, фиксирующие регистрационные номера нарушителей, народные умельцы изобретают способы, как обмануть технику.

Первое, что пришло в голову водителям — подвесить на зеркало заднего обзора лазерный компакт-диск, чтобы он отражал и рассеивал лучи. Специалисты только посмеиваются над этой уловкой. Компакт-диск — не зеркало, он не отражает лучи и на снимке получается в виде переливчатого серебристого диска. Точно так же действуют подвешенные к зеркалу елочные игрушки и другая дребедень.

Абсолютно бессмысленно обертывать номерной знак прозрачной фольгой или прикрывать куском стеклопластика. Современные электронные устройства считывают номера и сквозь такие покрытия.

Можно «ослепить» радарное устройство мощными источниками излучения, установленными в непосредственной близости от номерного знака. Невооруженным глазом ярко освещенный номер действительно не прочтешь — глаза слепит, но снимок в лаборатории увеличивают, вырезают номер, и он прекрасно виден.

Некоторые водители, которые не хотят, чтобы на снимке фоторадара был их собственный портрет, включают стеклоомыватель. Сквозь водяные струи изображение действительно получается размытое, но и водитель видит дорогу так же нечетко, а при большой скорости это вряд ли его порадует. Осенью применяются совсем простодушные и невинные способы остаться неузнанными. Красивый желтый лист клена или каштана живописно и как бы случайно закрывает добрую половину номера… Неприятности начинаются только тогда, когда на поверку оказывается, что осенний лист прочно приклеен скотчем. Можно, конечно, заляпать номер обыкновенной грязью, но, как известно, это тоже не поощряется…

Остается еще один способ, к тому же совершенно бесплатный, — не нарушать правила и не превышать скорость.

Анатолий Гусев

15:17 16.05.06

www.izvestia.ru

***