Чемпионат мира по кино
17 мая гала-премьерой фильма Рона Ховарда «Код да Винчи» по одноименному бестселлеру Дэна Брауна открывается 59-й Каннский кинофестиваль.
Пока католики-активисты обсуждают логистику пикетов вокруг Дворца Фестивалей, туристы-фанаты запасаются бутербродами для многочасовой осады Круазета, а каннские полицейские обещают забастовку, кинопрофессионалы пожимают плечами: «Скорее бы уж весь этот балаган затих, и можно было начать смотреть настоящее кино».
«Для Каннского фестиваля показ «Кода да Винчи», голливудского блокбастера, который на днях сможет посмотреть все население земного шара, такое же маргинальное мероприятие, как показы реставрированных музейных лент в программе «Каннская классика», — утверждает Гертйан Заулхоф, киновед и обозреватель амстердамского журнала «Skrien».
«Прежде всего, Канн — это камертон современного киноискусства. Здесь показывают новые работы мастеров, открывают имена и задают кинематографические стандарты», — считает он.
Прокатчик «Кода да Винчи» компания «Sony Pictures», организатор звездной гала-премьеры в Большом театре Люмьер, не скрывает, что Каннская премьера не будет эксклюзивной. Как сообщает сайт компании, в тот же день, 17 мая, «Код да Винчи» смогут посмотреть зрители в Бельгии, Швейцарии и в странах Ближнего Востока.
По мнению главного редактора журнала «Искусство кино», культуролога Даниила Дондурея, приглашение «Кода да Винчи» на Круазет — всего лишь «жест» организаторов Каннского кинофорума, реверанс в сторону масс-культуры.
«Это специальная теоретическая задача — вписать концептуальное авторское кино в контекст мирового массового кинематографа. Каннский фестиваль называют «чемпионатом мира» по кино. Здесь не только создаются имена и рождаются звезды, но и формируются стилевые и тематические предпочтения в рамках авторского жанра. Все эти новинки нужно прикрепить на какую-то «стенку», и большие американские блокбастеры как раз выполняют роль такой «стенки», — считает Даниил Дондурей.
Фестиваль в борьбе против олигархов
В этом году Каннский конкурс, жюри которого возглавит гонконгский корифей Вонг Кар-вай, представляет несколько политических бомб.
Фильм Нанни Моретти «Кайман», недружеский шарж на Сильвио Берлускони, вышел в Италии за неделю до парламентских выборов и, по мнению экспертов, сыграл решающую роль в победе левой коалиции.
В отличие от обладателя Пальмовой Ветви, каннского ветерана Нанни Моретти, режиссер из Техаса Ричард Линклейтер появится на Круазете впервые. Зато сразу с двумя картинами — в главном конкурсе дебютант представит социально-политическую «Нацию фаст-фуда», а в конкурсе «Особый взгляд» — триллер-анимацию нового поколения «Тайная слежка» («Scanner Darkly»).
Национальная история и глобальная политика сплетены в конкурсных фильмах ирландского патриарха Кена Лоуча «Ветер, колеблющий ячмень», француза Рашида Бушареба «Дни славы», мексиканца Гилльермо дель Торо «Лабиринт Фавна».
По мнению художественного директора Каннского фестиваля Тьерри Фремо, присутствие большой политики на Круазете необходимо, потому что «искусство всегда политично, этот вопрос уже даже не обсуждается».
Между тем, культуролог Даниил Дондурей объясняет включение в Каннский конкурс откровенных политических листовок так: «Дело в том, что на крупнейших мировых фестивалях управляют и руководят отбором фильмов левые европейские интеллектуалы. Они, мягко говоря, недолюбливают не только лидеров таких супердержав как США, но и миллиардеров со всего мира. Олигархов ведь ненавидят не только в России, но и в Париже. Поэтому Нанни Моретти воспринимается здесь не просто как именитый итальянских режиссер, снявший фильм о Берлускони, но и как европейских борец с засилием олигархов».
Эротика от Эйзенштейна
Любителям чистого искусства и лирики эпохи развитого пост-модернизма остается надеяться на Педро Альмодовара. Новая комедия Альмодовара, «Возвращение» («Volver»), переносит поклонников его искусства на 20 лет назад в эпоху «Женщин на грани нервного срыва».
Кармен Маура играет мать, вернувшуюся с того света, чтобы подправить жизнь дочери, Пенелопе Круз.
Еще один подарок репортерам светских хроник и фотографам гламура — обещанное появление на Круазете звезды из блокбастера «Человек-паук» Кирстен Данст. Она снялась в роли французской королевы Марии-Антуанетты в одноименном фильме Софии Копполы.
Дочь легендарного режиссера Фрэнсиса Форда Копполы и подруга не менее легендарного Квентина Тарантино, София Коппола потратила 24 млн. долларов и за 60 рабочих смен в Версале сняла костюмную драму, которую Каннский художественный директор Тьерри Фремо назвал «очень вольной и современной».
«Каннский фестиваль многолик: он предлагает и панораму отборного авторского кино, и крупнейший кинорынок, в кулисах которого решаются судьбы многомиллионных проектов, и грандиозное медиа-шоу с участием звезд и сильных мира сего. Каждый выбирает на свой вкус. Лично меня в Канне привлекает, прежде всего, первоклассное авторское кино», — заключает Гертйан Заулхоф, обозреватель голландского журнала «Skrien».
И с гордостью добавляет, что в этом году в Каннской программе киноклассики Нидерландский Музей Кино, празднующий 60-летие, представит уникальную ленту — отреставрированный фильм Жюльена Дювивьера «Тайна Эйфелевой башни», снятый на закате немого периода, в 1927 году.
В рубрике «Cannes Classics» собрана коллекция обновленных шедевров, среди которых «Октябрь» Эйзенштейна и «Земля дрожит» Висконти. Еще одна диковинка из классического наследия — выставка эротических рисунков Эйзенштейна.
«Как бы люди ни любили свои личные праздники, во всем мире существует торжество, которое любят и справляют все. Это торжество — Новый Год. Открытие Каннского фестиваля и 11 следующих за ним дней — Новый год для мирового кинематографа. Это всегда новый взгляд, это подведение итогов минувшего сезона и планы на следующий сезон. Это волшебное ожидание праздника и рождение надежды!» — утверждает культуролог Даниил Дондурей.
Празднование кинематографического Нового года продлится в Канне до 28 мая, когда на гала-церемонии закрытия новым «чемпионам мира по кино» вручат Золотые Пальмовые ветви.
***