Хотите знать правду про ЭТО? Подробно и непредвзято о ВИЧ-инфекции. Рассказ третий
Медиа Группа «Ваш выбор» продолжает серию публикаций. Рассказ третий. Могут ли у беременных-ВИЧ инфицированных родиться здоровые дети? Коснулась ли монетизация льгот на приобретение лекарств ВИЧ инфицированных? Безопасна ли донорская кровь в Самарской области?
(В предыдущей публикации говорилось о статистике заболеваний в Самарской области, о том, почему в Тольятти сложилась такая ситуация с ВИЧ-инфекцией.
А. Барышев: На каком месте находится Самара и область по количеству ВИЧ инфицированных?
А. Быков: Если говорить о 26 тысячах инфицированных, то мы – на пятом месте, после Москвы и Московской области, Петербурга и Екатеринбурга. Да еще упомянем Иркутск. Кстати, достаточно сложная ситуация и в Оренбурге, поскольку они тоже имеют границу с Казахстаном и соответственно имеют проблемы с наркотиками.
А. Барышев: А какова ситуация в Иркутске? )
А какова ситуация в Иркутске?
А. Быков: Сегодня основные меры мы должны применять в области профилактики.
А. Барышев: А какова ситуация в Иркутске?
А. Быков: В Иркутске тоже весьма сложная ситуация, поскольку через Иркутск проходит наркотрафик из Китая в Восточную Сибирь.
А. Барышев: Какие проблемы, связанные с ВИЧ инфекцией, решаются сегодня в первую очередь?
А. Быков: Учитывая тот факт, что на сегодняшний день в процесс инфицирования оказались вовлечены женщины, мы уделяем особое внимание перенатальной профилактики. То есть, проводим профилактику среди беременных и пытаемся добиться того, чтобы у беременных-ВИЧ инфицированных рождались здоровые дети. Если никаких профилактических мер не принимать, вероятность рождения у ВИЧ инфицированной матери зараженного ребенка составляет 25 % — 30 %. Если же проводить комплексные мероприятия по профилактике, в частности, давать необходимые препараты беременной женщине «до» и «во время» родов, а потом «поддерживать» непродолжительное время (от недели до полутора месяцев) ребенка специальным препаратом – сиропом, то риск рождения инфицированного ребенка снижается до 8 %. Подчеркну, в данном случае речь идет именно о работе здравоохранения. Профилактика должна вестись в женских консультация, родильных домах.
А. Барышев: Бывают ли случаи преднамеренного заражения ВИЧ инфекцией?
А. Быков: Да, такое возможно, но… Фактически доказать совершение подобных действий и наказать за это практически невозможно. Поэтому каждый человек должен сам обеспечивать собственную безопасность, допустим, ограничить половые контакты или пользоваться презервативами.
А. Барышев: Расскажите, что делается в нашей области по национальным проектам?
А. Быков: По национальным проектам делается многое. В соответствии с федеральной программой работа ведется по трем направлениям: лечение, диагностика и профилактика. К сожалению, основные средства брошены на лечение и диагностику. Да, мы сможем диагностировать большее количество людей, да, мы сможем оказывать лечение большему количеству ВИЧ инфицированных, но на профилактику федеральных средств практически не остается. А это значит, что процесс инфицирования будет только прогрессировать.
В марте в Москве на думских слушаниях специалисты говорили о том, что если ВИЧ и СПИД – это проблемы государства, то было бы вполне достаточно двух государственных телеканалов для освещения этой темы. Увы.
А. Барышев: И все-таки о положительном…
А. Быков: Как я уже говорил, во-первых, существенно снизились темпы заражения в молодежной среде. Во-вторых, на сегодняшний день мы видим, что человек с ВИЧ инфекцией может жить, учиться, работать, он не ограничен в правах. И разговоры, в частности, о дискриминации ВИЧ инфицированных в Самаре абсолютно беспочвенны. Да, психологические и социальные проблемы у ВИЧ инфицированных, безусловно, есть, но, на мой взгляд, они не связаны «в первую очередь» с ВИЧ инфекцией. По сути — эти проблемы точно такие же, как у рядом живущего здорового парня или девушки. Это проблемы с учебой, работой или общением. И, как правило, проблемы ВИЧ инфицированного во многом зависят от субъективных факторов: образования, семьи, наркотической зависимости и т. д. Поэтому решение социальных проблем ВИЧ инфицированных невозможно без решения проблем всей молодежи в целом.
А. Барышев: Как используется в нашей стране зарубежный опыт работы с ВИЧ инфицированными?
А. Быков: Не все методы решения проблем ВИЧ инфицированных, предлагаемые на Западе, можно перенести на нашу почву. Проиллюстрирую свой ответ следующим примером: недавно по федеральной программе нам прислали распечатку книги по питанию для ВИЧ инфицированных. Она называется «Позитивное питание». Рекомендуются блюда из редких морепродуктов, экзотических фруктов и т.п. Конечно, это хорошо, но…доступно ли в наших условиях жизни?
А. Барышев: Прокомментируйте одну из важных тем – монетизацию льгот на приобретение лекарств. Коснулось ли это ВИЧ инфицированных?
А. Быков: Для лечения ВИЧ инфицированных выделена квота на льготные медикаменты за счет регионального бюджета. В соответствии с федеральными и местными нормативными документами все ВИЧ инфицированные получают препараты бесплатно. А лекарства, замечу, весьма дорогие. Что же касается замены льготных лекарств на деньги, то в данном случае – это исключено.
А. Барышев: А, в частности, во сколько обходятся анализы?
А. Быков: Все виды медицинской помощи оказываются бесплатно. Для государства это колоссально большие деньги.
А. Барышев: В вашей статистике учитывается тюремная статистика?
А. Быков: Безусловно, учитывается. Примерно 2 тысячи ВИЧ инфицированных из общей группы находится в местах лишения свободы. Из них 80 % — жители Самарской области.
А. Барышев: Что касается заражения в медицинских учреждениях…
А. Быков: В этом году в Тольятти был случай «заражения» ребенка через донорскую кровь. Однако после проведения расследования выяснилось, что на самом деле заражение произошло в Узбекистане в прошлом году, когда ребенку делали переливание крови. А обнаружили вирус только здесь у нас.
А. Барышев: Можем ли мы сказать, таким образом, что в нашей области достаточно высокий уровень культуры медицины?
А. Быков: Скажем так, уровень профилактики ВИЧ в службе крови очень высокий. Пожалуй, в России нигде нет подобного. Реализация программы «Вирусо-безопасная кровь» в течение двух лет обошлась области в 120 млн. рублей. Так что донорская кровь у нас абсолютно безопасна. Но…
Думаю, сегодня основные меры мы должны применять в области профилактики. Иначе все средства будут уходить на увеличивающееся с каждым годом количество инфицированных.
(Продолжение следует.
Записала Ольга Петропавловская)
Во встрече участвовали: Андрей Александрович Быков, главный врач Областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями,
Александр Васильевич Барышев, руководитель Медиа Группы «Ваш выбор»,
Ольга Петропавловская, обозреватель.
Ранее об этом:
Хотите знать правду про ЭТО? Подробно и непредвзято о ВИЧ-инфекции
А. Быков: Количество инфицированных половым путем увеличивается с каждым днем. Почему в Тольятти сложилась такая ситуация? Причин много. Рассмотрим по порядку. Во-первых, это молодой город. Средний возраст жителей – чуть больше тридцати лет. Во-вторых, это небедный город. (рассказ второй)
Андрей Быков: Мы не скрываем истинного положения дел с ВИЧ-инфекцией
(рассказ первый)
Оперативная информация об эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции в Самарской области на 1 мая 2006г.
*