17 мая, в среду вечером, Каннский фестиваль начнется скандалом. Фестиваль без скандалов — деньги на ветер. А детектив «Код Да Винчи» про приключения искателей святого Грааля, который сурово осудила церковь, подняли на смех историки и десять раз поймали на плагиате, стал главным скандалом последних лет. На следующий день начнутся показы конкурсной программы и секции «Особый взгляд», где представлен единственный участник из России — Николай Хомерики с фильмом «977».

Как ни назови Каннский фестиваль — ярмаркой тщеславия или мерилом вкуса, дорогим аттракционом или дешевым манипулятором, мировым авторитетом или междусобойчиком для своих, — все будет правдой. Это большая игра, в которой принимают участие знаменитости, гении, выскочки, журналисты, публика и зеваки. Никто не знает, что перевешивает на кинематографических весах — решения жюри или сделки, которые при закрытых дверях совершаются на главном кинорынке мира. И вообще, кино ли здесь всем управляет. Кто был призером, часто стирается из памяти куда быстрее, чем коварная лямка шелкового платья, которая соскочила в прошлом году с плеча Софи Марсо и открыла ее грудь. В летописи Канна такие случаи занимают свое почетное место наравне с фильмами.

Фильмы — это удел журналистов, которым нужно писать свои статьи, и членов жюри, которые обязаны закрутить интригу с призами. В этом году впервые за историю фестиваля председателем жюри выбран представитель Азии, китаец из Гонконга Вонг Кар-вай. Это его в 2000 году жюри под руководством Люка Бессона прокатило с «Любовным настроением», а в 2004-м, когда он привез фильм «2046», оставил ни с чем вердикт жюри, возглавляемого Квентином Тарантино, который накануне фестиваля признавался в своей большой любви к Кар-ваю. Какого подвоха надо ждать от мудрого китайца, мы узнаем 28 мая. Судить кино вместе с ним будут Моника Беллуччи, Хелена Бонэм-Картер, Чжан Цзыи, Сэмюэл Л. Джексон, Патрис Леконт, Тим Рот, режиссер из Палестины Элиа Сулейман и женщина-режиссер из Аргентины Лукресия Мартель. За десять дней конкурса будет представлено 20 фильмов из 13 стран.

Пока сюжет конкурса выстраивается довольно интересно — как матч молодежной сборной против ветеранов. Конечно, молодежь — это сильно сказано. Тьери Фермо, артдиректор фестиваля, называет их «восходящее поколение». Сюда входит и 30-летний американец Ричард Келли, и горячие мексиканские парни Гильермо дель Торо и Алехандро Гонсалес Иньяритту, которым слегка за 40.

Ветераны

Педро Альмодовар в 1999 году был одновременно и обласкан, и обижен Каннским фестивалем. Он ушел со сцены с режиссерским призом за фильм «Все о моей матери» как оплеванный. Зрители свистели и орали, но «Золотую пальмовую ветвь» тогда получили братья Дарденн за «Розетту». Интересно, кто-нибудь помнит этот фильм? Новая картина Альмодовара «Возвращение» охватывает полвека испанской истории, показывая ее через образы женщин одной семьи. По жанру это комедия нравов с мистическим уклоном. Испанские актрисы как никто умеют сочетать условность и достоверность. Говорят, Кармен Маура играет привидение прямо-таки с японской напряженной страстностью. А Пенелопу Крус уже не в первый раз сравнивают с Анной Маньяни. Премьера фильма в Испании прошла с большим успехом. Возможно, 57-летнему классику европейского авторского кино удастся наконец уехать из Канна с главным призом.

«Огни пригорода» Аки Каурисмяки — это завершающий фильм трилогии, начатой «Плывущими облаками» и «Человеком без прошлого». Название отсылает к чаплиновским «Огням большого города». История одиночества, предательства и жертвенности складывается из разборок на окраине Хельсинки, отношений ночного сторожа, пострадавшего за чужие проделки, и femme fatal, морочащей ему голову. Все это по-прежнему в стилизованном антураже 50-х годов. Многих первых зрителей картины (премьера в Финляндии уже состоялась) картина разочаровала. Ее назвали клоном фильма Ларса фон Триера «Рассекая волны», но только в мужском варианте. Что режиссеру должно быть обидно, поскольку известно, что Триера Каурисмяки терпеть не может.

«Ветер, что колышет ячмень» Кена Лоуча привлекает прежде всего тем, что главную роль в нем играет Киллиан Мерфи. Этот 30-летний ирландский актер, которому отпущена богом чрезмерная доля обаяния, явно становится международной звездой и с одинаковым успехом снимается как в европейских артхаусных фильмах («Завтрак на Плутоне», «Девушка с жемчужной сережкой», «28 дней спустя», «Диско-свиньи»), так и в больших голливудских проектах («Бэтмен: Начало», «Ночной рейс», «Холодная гора»). Благодаря ему и другим, пока не слишком известным молодым ирландским актерам, этот наверняка очень суровый по стилю фильм о начале англо-ирланской войны за независимость (1919 год) может оказаться интересным не только поклонникам «пролетарского» Лоуча, но и молодежной аудитории. Кстати, сентиментально-поэтическое название фильма на самом деле является строкой революционной песни типа «Варшавянки».

Остальные «тяжеловесы» — Нанни Моретти («Золотая пальмовая ветвь» 2001 года за «Комнату сына») и Брюно Дюмон (Гран-при жюри 1999 года за «Человечность») — тоже привезут кино с политическим оттенком. Моретти в «Каймане» рассказывает об Италии эпохи Сильвио Берлускони. Дюмон во «Фландрии» ставит «маленького человека» перед лицом войны, которая вполне могла бы быть иракской.

Восходящие

«Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньяритту —— кино со звездами, тут играют Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Гаэль Гарсия Берналь и культовый японский актер Кодзи Якушо. Четыре переплетающиеся сюжетные линии начинаются с того, что два марокканских подростка, охраняющие стадо, решают пострелять из ружья в пустыне, однако пули находят себе цель. Действие длится около полутора суток и перебрасывается из Марокко в Тунис, Японию и Мексику. Как и полагается Вавилону, на экране настоящее смешение языков — английский, испанский, японский, арабский и берберский. По-видимому, картина похожа на гремучую смесь «Суки-любви» и «21 грамма»: многие считают «Вавилон» заключительной частью трилогии, начатой этими фильмами. С такой звездой, как Брэд Питт на борту, эта картина к тому же может стать коммерческим хитом. А для самого Питта это хороший способ показать свой актерский потенциал вне крупнобюджетного голливудского кино. Стала ведь в свое время Николь Кидман артхаусной дивой благодаря «Догвилю» Ларса фон Триера.

«Сказки южной стороны» Ричарда Келли — потенциальная бомба Каннского фестиваля. Этот молодой американец поставил «Донни Дарко» и написал сценарий к «Домино» Тони Скотта. Время действия его нового фильма — 4 июля 2008 года, День независимости. В главной роли — борец Дуэйн Скала Джонсон. После неудачного фильма «Широко шагая» это его новая попытка прослыть актером, а не глыбой мускулов. Сам режиссер называет свою картину гибридом фантазий Филипа К. Дика и Энди Уорхола. Уже сочинен мультимедийный пакет, который будет сопровождать выпуск фильма в широкий прокат.

«Мария-Антуанетта» Софии Копполы — костюмное кино в пышных декорациях Версаля, куда съемочную группу пустили по особому разрешению французского правительства. Вообще-то во дворце идут реставрационные работы, и он закрыт до следующего года. В заглавной роли Кирстен Данст, которая сыграла знаковую роль в дебютном фильме Копполы «Девственницы-самоубийцы». Людовика XVI играет двоюродный брат Софии Джейсон Шварцман, выступавший до сих пор в амплуа мрачного комика. Азия Ардженто, дочка хоррор-мэтра, предстанет в образе мадам Дюбарри. На роль Людовика XV Коппола планировала Алена Делона. Но престарелый французский суперстар отказал ей в настолько обидной форме, что она чуть было не подала на него в суд. Коппола признается, что сознательно не читала знаменитую биографию Марии-Антуанетты, написанную Стефаном Цвейгом. Она предпочла американскую книгу Антонии Фрэйзер, которая изобразила королеву несчастным тинейджером, юной девушкой, почти потерявшей связь с реальностью и оказавшейся не в том месте не в то время. Это весьма дорогой (стоимостью 40 млн долл.) кинопроект Columbia Pictures рассчитывает не столько на награды — фильм явно был отобран в связи с французской тематикой, сколько на хороший прокат.

«Нация фастфуда» Ричарда Линклейтера — фильм-расследование, превращенный в триллер на жуткую тему «Мы то, что мы едим». Типичное продолжение дела Майкла Мура, получившего в Канне «пальму» за антибушевское расследование. Историю послевоенной Америки автор рассматривает через невысокую кухню закусочных и бутербродных, объединивших нацию за неимением других идеалов. Раскрываются страшные тайны про смычку фастфудовских наркобаронов (бутерброды в фильме откровенно называют наркотиками) и Голливуда, насаждающего поп-культуру. В принципе, кажется, что фильм сделан по заказу КПРФ, хотя против того, что еда на вынос малосъедобна, лично я возразить не могу. У Линклейтера, который для «восходящего поколения» староват, а для ветерана еще молод, нет ярко выраженного стиля. Он автор романтических драм «Перед закатом» и «Перед рассветом», подростковой драмы «Пригород», музыкальной комедии «Школа рока» и грядущей экранизации наркотического безумия Филипа К. Дика «Помутнение». Поэтому ждать от его фильма можно чего угодно.

Еще один кот в мешке — «Лабиринт Фавна» мексиканского хоррормейкера, певца Иных и городского андерграунда Гильермо дель Торо. Это он снял провалившиеся в прокате, но забористые фильмы «Хеллбой» и второй «Блэйд». Действие новой картины происходит под конец войны, в 1944 году, в испанской глубинке, куда отправляется с матерью и отчимом 12-летняя девочка по имени Офелия, живущая в мире грез. Франкистская Испания оказывается родиной чудовищ из кошмарных снов, а крестьянская баскская житуха источником инфернальных ужасов. Этот радикальный ход отборщиков продолжает линию программной политики Каннского фестиваля, начатую в прошлом году «Городом грехов» Роберта Родригеса.

Ирина ЛЮБАРСКАЯ

Время новостей

N°82

16 мая 2006

Время новостей

***