Монетизация без монет. После выплат льготникам у регионов не остается денег для развития общественного транспорта
Как сообщил вчера вице-премьер Александр Жуков, замена льгот денежными выплатами уже к концу года может вылиться в серьезные проблемы всей отрасли общественного транспорта. Не исключено, что при неблагоприятном развитии событий Россия может вообще лишиться «социальных» автобусов, троллейбусов и трамваев.
По словам зампреда правительства, выделение федеральных субвенций субъектам РФ в связи с монетизацией привело к тому, что денег на развитие транспорта из региональных бюджетов стало выделяться значительно меньше. Это не позволяет реализовывать инвестиционные программы, направленные на обновление пассажирского транспорта, качественное улучшение состояния отрасли. Г-н Жуков напомнил, что объем федеральных субвенций в этой части в 2005 году превысил 8 млрд. руб., а в 2006-м составит более 4 млрд. Однако регионы со своей стороны не обеспечивают соответствующего роста расходов из местных бюджетов.
Между тем федеральные власти, если судить по приведенным вице-премьером цифрам, вовсе не намерены содержать льготный транспорт в регионах. Как рассказали «НИ» в пресс-службе Минтранса, средства федерального бюджета были выделены лишь в качестве помощи регионам на период адаптации к реформе. Если в текущем году они сокращены почти в два раза, то в будущем их вообще может не быть. Поэтому субъектам РФ придется волей-неволей планировать бюджет общественного транспорта, опираясь на собственные финансовые возможности.
По словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, в 2005 году около 30% компаний, занимающихся перевозками в городском транспорте, вышли на рентабельность во многом благодаря компенсации расходов из федерального бюджета. Однако если лишить их этих денег, то предприятия транспорта могут вернуться к ситуации 2004 года, то есть к убыткам. Вместе с тем министр отметил в целом сокращение объемов работы транспорта. «Это вполне объяснимо. Как только транспортные услуги стали платными, у граждан льготных категорий появилась заинтересованность в экономии. В результате сократились объемы перевозок», – констатировал г-н Левитин.
Сокращение коснулось в основном муниципальных предприятий. Зато по частным компаниям этот показатель, напротив, вырос на 18%. За счет этого удельный вес частников по сравнению с 2004 годом увеличился с 9 до 12%. В некоторых же субъектах, в частности, в Нижегородской области муниципальный и государственный транспорт тихо умирает – там доля коммерческих автобусов превысила 50% и продолжает возрастать. При этом большинство частников либо вообще не признают никаких льгот, либо допускают их в урезанном виде (скажем, право на бесплатный проезд предоставляется только инвалидам и участникам Великой Отечественной войны). Как с грустью констатировали в Минтрансе, монетизация не позволила вывести общественный транспорт на уровень самофинансирования. Он остается убыточным и по-прежнему зависит от социальной политики, проводимой местными органами власти.
Неудивительно, что регионы фактически не обновляют транспортный парк. По словам Игоря Левитина, с начала 2006 года из федерального бюджета субъектам РФ был выделен 1 млрд. руб., который был направлен в основном на покрытие расходов от перевозок. «По нашим оценкам, необходимость в обновлении парка городского транспорта составляет 12 тыс. единиц в год. В 2005 году было приобретено 7 тыс. единиц», – отметил министр. И возможно, оговорился он, в 2006 году эта цифра будет еще меньше.
Как сообщил «НИ» заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Юрий Сентюрин, региональные власти приветствовали в свое время закон о монетизации, поскольку рассчитывали на рост доходов транспорта. Однако многие льготники не захотели или не смогли покупать проездной даже по цене ниже себестоимости, в то время как местные бюджеты уже сократили свои дотации на транспорт в пользу социальных расходов. «Никто не смог предугадать такого развития событий», – полагает депутат.
Г-н Сентюрин считает, что на сегодняшний день возможны лишь два выхода из ситуации: либо повышение стоимости билетов, в том числе и для льготников, либо возврат к дотированию транспорта на местах в прежних объемах. «Хотя правительство может лишь порекомендовать такое решение, но не навязать его, регионы, видимо, вновь перейдут на старую схему финансирования». Депутат также подчеркнул, что на сегодняшний день частные инвестиции в государственные транспортные предприятия невозможны, да и выходом из положения не являются. «Во всем мире общественный транспорт существует за счет госсубсидий. Если мы откажемся от дотирования отрасли, она просто-напросто встанет», – предупреждает г-н Сентюрин.
ДМИТРИЙ МИГУНОВ
16.05.06
вторник
*