Плачь, Церетели. Россияне совсем не интересуются живописью и скульптурой
Треть граждан России никогда не были в картинных галереях, еще столько же не посещали художественные музеи уже 5–10 лет. Причем порядка 80% жителей страны не видели экспозиции Третьяковской галереи и Эрмитажа. К таким грустным выводам пришли социологи из Фонда «Общественное мнение», которые в начале мая провели опрос на тему культурных пристрастий россиян, прежде всего живописи. Судя по полученным данным, этот вид искусства популярностью уже не пользуется.
Основные посетители Третьяковки – школьники. Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН |
Как выяснили социологи, большинство россиян предпочитают фильмы. 65% респондентов отметили, что из всех видов искусства наиболее интересным для них является кинематограф. Порядка 38% опрошенных любят слушать современную попсу, еще 31% – ходить на новые постановки в театр. В рейтинге приоритетов живопись занимает только четвертое место – за нее отдали голоса только 20% участников опроса. Впрочем, любителей картин чуть больше, чем поклонников современных танцев (19%), классической музыки (18%), архитектуры (10%), балета (8%), оперы и скульптуры (по 6%).
Однако даже полотна своих любимых живописцев далеко не все люди видели своими глазами. 37% участников опроса не имели такой возможности, так как ни разу не были в картинных галереях. Большинство россиян (34%) в последний раз любовались экспозицией галерей более пяти лет назад. Многие опрошенные не были даже в ведущих картинных галереях страны, посмотреть экспозиции которых едут люди со всего мира. Третьяковскую галерею посетили только 24%, а Музей изобразительных искусств им. Пушкина – всего 13%. 25% россиян хоть раз бывали в Эрмитаже, 15% – в Русском музее. А на вопрос, существует ли такой художественный музей, который они бы хотели посетить в будущем, почти половина опрошенных заявила, что такого музея нет.
По мнению социологов, столь неутешительные цифры связаны с тем, что любоваться живописью большинство россиян предпочитает на расстоянии. «Дело в том, что в современной России меняется способ приобщения людей к культуре, – сказал «НИ» директор Аналитического центра Юрий Левада. – Телевизор постепенно поглощает весь досуг россиян. Если раньше, когда люди хотели насладиться работами известных живописцев, они шли в художественные музеи, то сегодня они просто настраивают свой ящик на соответствующую программу и путешествуют по коридорам музея в сопровождении телеведущих. С распространением Интернета поток посетителей художественных музеев снизится еще больше. Ведь уже сейчас в «рунете» можно найти экспозиции галерей практически всего мира».
***