Третьяковка: тайное станет явным. Скрытые в запасниках галереи полотна скоро увидят свет
Общественный градостроительный совет при мэре Москвы в конце прошлой недели одобрил проект второй очереди реконструкции и нового строительства Государственной Третьяковской галереи. Таким образом, в споре, тянувшемся больше десяти лет, поставлена точка.
Как напомнил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, главная картинная галерея страны уже давно страдает из-за тесноты. Тысячи полотен, хранящихся в ее запасниках, никогда не выходят на свет по единственной причине — их негде показать посетителям. Первый вариант проекта реконструкции музейного комплекса был разработан еще в начале девяностых годов. В ходе подготовки к его реализации был снесен один из расположенных по соседству домов -памятников архитектуры. Это и стало надолго камнем преткновения в развитии музейного комплекса.
Но тот дом уже не вернуть — это признало даже Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, требовавшее поначалу воссоздать утраченное здание, а Третьяковке надо жить дальше. Новый проект, разработанный «Моспроектом-4», по мнению большинства членов совета, решит ее нынешние проблемы.
«Новый комплекс займет целый квартал, ограниченный Малым Толмачевским и Лаврушинским переулками, а также Кадашевской набережной, получит новый вход на Болотной набережной от центра города и со стороны «Парка искусств», — рассказал Александр Кузьмин.
Из 35 тысяч квадратных метров общей площади 8700 расположены в подземной части, где разместится в основном технологическое оборудование, задача которого обеспечить климатологию здания, так важную для музея. Хватит места и для гардероба, и туалетов. На первом этаже врежется накрытое стеклянным куполом пространство — атриум, где, как показал опыт Гостиного двора, комплекса возле Курского вокзала и других, очень удобно проводить разные массовые мероприятия. Там же разместится разветвленная сеть магазинов по торговле сувенирами, произведениями искусства и народных ремесел, кафе и буфеты, предназначенные и для обслуживания проходящей мимо пешеходной зоны.
Кроме того, на первом этаже предусмотрены залы для новых выставок, которые пользуются наибольшим интересом. Второй этаж займут постоянные экспозиции, третий — реставрационные мастерские, а четвертый — центр эстетического воспитания для детей.
По мнению главного архитектора, главное достоинство одобренного проекта состоит в том, что он органично увязывает историческое здание галереи в Лаврушинском переулке с новым корпусом, удобно для посетителей и имеет все необходимое для хранения и реставрации хранящихся в Третьяковке ценностей.
Спор возник вокруг оформления фасадов нового здания. Чтобы сделать его лицо узнаваемым, проектировщики предложили повторить в них васнецовские сюжеты со стен Третьяковки. Но по мнению директора Института искусствознания Алексея Комеча, это дублирование нелепо, так как из-за его укрупненного масштаба исторический фасад начинает выглядеть бледной копией муляжа.
Замечание было принято, и в итоге принято решение работу над фасадами продолжить. Но началу обновления Третьяковки это уже не помешает.
Схема нового комплекса Третьяковской галереи
1. Подземный этаж — технологическое оборудование для поддержания необходимого температурного режима в здании, а также гардероб и туалеты.
2. Первый этаж — атриум (застекленная часть) предусмотрена для массовых мероприятий. Здесь же залы для новых выставок, которые пользуются наибольшим интересом. Разветвленная сеть магазинов сувениров, произведений искусства и народных ремесел, кафе и буфеты, предназначенные и для обслуживания проходящей мимо пешеходной зоны.
3. Второй этаж — постоянные экспозиции.
4. Третий этаж — реставрационные мастерские.
5. Четвертый этаж — центр эстетического воспитания для детей.
Любовь Проценко
Дата публикации 15 мая 2006 г.
***