15 мая 1157 года в Киеве умер князь суздальский и великий князь киевский, сын Владимира Мономаха, Юрий Долгорукий. Смерть князя по сию пору остается довольно загадочной, и походит все-таки на то, что он был отравлен боярами – очень уж подозрительно выглядит картина болезни: на фоне полного здоровья Долгорукий, побывав на пиру у близкого к нему боярина, занемог и скончался буквально через несколько дней.

Конечно, болезни бывают и такие, но не стоит забывать, что бояре ненавидели своего князя лютой ненавистью, поскольку Долгорукий славился изрядной корыстью, человеком был чрезвычайно властным и довольно жестоким. В пользу версии отравления говорит и то, что сразу после кончины князя его усадьба была разграблена, и бояре даже не позволили похоронить его рядом с отцом, к которому относились весьма нежно.

   Так грустно окончилась мечта всей жизни Юрия Долгорукого – воссесть на киевский престол. А ведь он добивался его, не жалея сил, за что, собственно, и получил свое историческое прозвище – неустанно тянул руки к матери городов русских. Вообще-то, родившись четвертым сыном, ему не приходилось рассчитывать на многое – в детстве он был посажен отцом управлять захолустными Ростово-Cуздальскими землями, так что все его успехи – результат его неукротимой энергии, немалого политического и военного дара и жуткого упорства, с которым он стремился к обладанию Киевом. Бесконечная междоусобица с братьями и племянниками, длившаяся десятилетия, стоила его дружине немало крови, зато в 1155 году, в результате, на этот раз, не военных успехов, а дипломатии, Долгорукий наконец утвердился на киевском престоле.

   Нельзя, впрочем, сказать, что князь был уж вовсе маниакально-упертым и не сделал ничего доброго и полезного: благодаря все той же бешеной энергии, он, просто по пути, борясь за расширение своих владений, основывал города буквально на ровном месте – по его прямому указанию были построены Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород и еще добрый десяток городов.

   На этом фоне почти незамеченным в его бурной биографии прошло превращение в город небольшого поселения, которое впервые упоминается в письме Долгорукого к брату Святославу: «Приди же ко мне, брате, в Москов» – это 1147 год, и гарантия бессмертия Юрия Долгорукого на века, поскольку, не напиши он этого письма, так бы и остался в истории одним из многих немирных князей.

Ведущая рубрики «От и до. Люди во времени»

Влада ЛЯЛИНСКАЯ

N- 19/2006 15.05 — 21.05

"Русская Германия"

***