Частенько доводилось встречаться с такой ситуацией на трассе: вдруг из крайнего лево­го ряда, буквально сквозь поток машин, виз­жа и дымя колесами, в крайний правый устре­мляется автомобиль, хлопая на полной ско­рости останками сжеванной покрышки. Сбросив скорость, проползаешь мимо и за­видуешь водителю, что он никого не задел, что не улетел в кювет, что лопнуло правое ко­лесо, а не левое, иначе — вылет на «встречку» с непредсказуемыми последствиями…

Случай довольно опасный, но, увы, не еди­ничный. Чтобы избежать подобных историй, производители шин предлагают устанавливать на автомобили резину, которая не боится проко­лов. Благо, недавно эта технология и соответст­вующие шины вышли из разряда элитных, су­пердорогих и эксклюзивных. Более того, им прочат судьбу таких ныне практически стан­дартных опций, как АБС, контроль курсовой ус­тойчивости и подушки безопасности.

Прикололись: прокололись

Целая акция была устроена недавно одним из крупнейших производителей шин: несколько машин, правые колеса которых были демонст­ративно на глазах публики просверлены дре­лью, двинулись из центра Москвы от Красной Пресни до «Крокус Сити», что на МКАДе. И что удивительно, доехали. Более того, в завершение этого заезда возможности шин с технологией RunOnFlat продемонстрировали каскадеры. Но нам-то интересно самим попробовать, пощу­пать, покататься и почувствовать разницу. И вот на тест-драйв мы берем «БМВ» 1-й серии (118i, двигатель объемом два литра мощностью 130 л.с.) именно на такой резине. Для начала катаем­ся так, чтобы понять динамику и возможности машины при нормальном состоянии резины. Четкость и упругость руля дают полный конт­роль над дорогой. Немного жестковат ход. Воз­можно, это тонкости настройки подвески, а воз­можно, виной тому и новые шинные техноло­гии.

Оценить, насколько хорошо держит эта ре­зина в заносе, не сумел. Электроника делает свое дело, варварски встревая в общение водитель — машина. И не поймешь, то ли резина держит хо­рошо при боковом скольжении на обильно по­литом водой дорожными службами асфальте, то ли все-таки это происки электроники. Но первое впечатление есть.

А теперь спускаем левое переднее колесо. Компания, предоставившая автомобиль, не дала добро на то, чтобы мы прокалывали колеса, поэ­тому оценить смену режимов в динамике не бы­ло возможности. Но те ощущения, которые я по­лучил, катаясь на просто спущенном колесе, да­ют уверенность, что и неожиданный прокол не станет причиной трагедии.

Внешне шина немного просела: будто просто машину неровно поставили. Тем не менее на ма­нометре ноль, а колесо далеко не на ободе. Пое­хали. Сразу ощущается некоторая плавность в движении по сравнению с тем, что было до это­го. На самом деле не прислушивался бы к своим ощущениям — не заметил бы. Тут раздается ме­лодичный звук, и на мониторе повисает красное изображение протектора с толстым восклица­тельным знаком. Хорошо, подумалось тогда, датчик оповестил о проколе. Разница в ощущениях практически минимальна: чуть легче пово­роты в сторону спущенного колеса, чуть мягче ход, чуть тупее разгон… Но эти «чуть» настолько малы, что не гори постоянным светом датчик, забыл бы о спущенном колесе.

Между прочим, двигаться на такой шине ре­комендуется не более 80 км со скоростью не вы­ше 80 км/час. А что такое ехать на «БМВ» с та­кой скоростью? Пытка. На тебя удивленно ко­сятся, да и сам постоянно поглядываешь на спи­дометр: не превысить бы отпущенный лимит. В какой-то момент, обгоняя совсем уж не спеша­щего коллегу, я обратил внимание, что еду со скоростью 110 км/час. И ничего, машина идет также ровно и уверенно. Но такие режимы опас­ны тем, что, несмотря на всю свою высокую тех­нологичность, шина все-таки может соскочить с диска.

Спущенное переднее колесо эффекта в зано­се все равно не давало. Зато спущенное заднее позволяло довольно легко загнать автомобиль в занос. Но страх, что в какой-то момент шина со­скочит с диска, заставил прекратить эти экспе­рименты.

Уже после первого эксперимента с колесами — спустил—накачал — я почувствовал неладное. Датчик по-прежнему продолжал гореть. Нес­колько раз выходил из машины и проверял дав­ление. Все было нормально, но датчик продол­жал гореть. Уже позже нам пояснили в компа­нии, что после восстановления давления в шине необходимо перезагрузить систему контроля давления через бортовой компьютер. Тогда он перестанет подавать сигналы до следующего прокола. Получается, что для наших дорог эта система по сути довольна проблемна в эксплуа­тации. Допустим, по дороге от Москвы до Росто­ва-на-Дону я пробил колесо. Отремонтировал его под Воронежем. Но много ли у нас найдется сервисных центров, оборудованных соответст­венно, чтобы обнулить мне этот датчик? Конеч­но, нет. В придорожных шиномонтажах их не найдете. А если случится второй прокол, о кото­ром умная электроника мне уже не доложит? В общем, для использования столь технологич­ной резины на наших дорогах и сервисы нужны соответствующие.

В итоге за весь наш тест мы сумели накатать в общей сложности 60 километров на спущенных шинах. Практически не сомневаюсь, что до нас машина бегала на них никак не меньше. Шины после теста не меняются: по ним видно, что стоят давно и прочно. Как влияют эти эксперименты на износ резины? Понятно, что не очень хорошо. Но не критично: можно еще прокалывать и про­должать движение.

Какие шины не боятся проколов?

До недавнего времени шины, которые не бо­ятся проколов, ставились на дорогие, преиму­щественно бронированные машины. Например, система PAX от Michelin и ContiSupportRing (CSR) от Continental. PAX представляет собой комплекс из специально разработанного диска, монтирующейся на него полимерной вставки, низкопрофильной шины с особым креплением к ободу и системы конт­роля давления в ней. Такое спущенное колесо позволяет проехать еще 200 км со скоростью 80 км/час. Однако из-за сложности и дороговизны в обслуживании эта система вряд ли станет по­пулярной. Ею по-прежнему будут оборудовать­ся только бронированные авто для VIP-пассажиров.

Система CSR от Continental — это металли­ческое кольцо с гибкой опорой, которое монти­руется на обод. Оборудованный CSR автомо­биль после полной потери воздуха в шине мо­жет также проехать до 200 км со скоростью 80 км/ч. Главная особенность системы в том, что она может быть использована на всех стандарт­ных ободах в комбинации с любыми видами шин. Пока она поставляется в форме дополни­тельной детали безопасности для Maybach.

Второй путь, по которому идут производите­ли шин, — усиление конструкции самой шины, в первую очередь боковин. Это наиболее попу­лярная, развитая, продвинутая и демократич­ная технология. Правда, в пробеге такая резина уступает своим более технологичным собрать­ям, но и стоит она в разы меньше, и в обслужи­вании дешевле.

Мы объездили шины Goodyear Excellence с технологией RunOnFlat. Во всяком случае, так эту технологию называют в этой компании. Со схожими названиями позиционируют антипрокольные шины с применением подобной техно­логии и другие производители. Например, Bridgestone — Eufori Run Flat, Continental — Self-Supporting Runflat Tyre.

Усиливается шина за счет резиновых мате­риалов, которые не дают шине осесть до обода и соскочить с колесного диска. Практически все эти шины рассчитаны на то, чтобы проехать до 100 км на скорости до 80 км/ч. И по качеству они особо друг от друга не отличаются. От обычной шины немного отличаются весом: раз­ница составляет от 10 до 20 процентов в зависи­мости от высоты профиля.

Что касается цены, то в среднем антипрокольная шина стоит на 20 — 25 процентов доро­же обычной. Но еще раз напомним, что исполь­зование таких шин предполагает и наличие дат­чика давления в них. Насколько это может удо­рожать установку новой резины — вопрос от­крытый. Также неясно с вопросом о ремонто­пригодности шин с технологией Run Flat. В не­которых компаниях утверждают, что проколы в таких колесах не лечатся. В компании Goodyear решение о ремонтопригодности проколотой шины отдают на откуп авторизованным экспер­там. Такова цена безопасности.

Сейчас шины RunOnFlat идут в базовой ком­плектации таких автомобилей, как Mini Cooper-S, BMW 1 -й и 3-й серий, Opel Astra. Они идут в первичной комплектации на BMW 5-й и 6-й серии, Mercedes S-класса и Е-класса, Ferrari F430, а также Rolls Royce Phantom.

Владимир Баршев

«Российская газета. Неделя» № 98 (4064) от 12.05.2006.

*