Гвоздь сезона. 60 километров на спущенных колесах проехал корреспондент «РГ»
Частенько доводилось встречаться с такой ситуацией на трассе: вдруг из крайнего левого ряда, буквально сквозь поток машин, визжа и дымя колесами, в крайний правый устремляется автомобиль, хлопая на полной скорости останками сжеванной покрышки. Сбросив скорость, проползаешь мимо и завидуешь водителю, что он никого не задел, что не улетел в кювет, что лопнуло правое колесо, а не левое, иначе — вылет на «встречку» с непредсказуемыми последствиями…
Случай довольно опасный, но, увы, не единичный. Чтобы избежать подобных историй, производители шин предлагают устанавливать на автомобили резину, которая не боится проколов. Благо, недавно эта технология и соответствующие шины вышли из разряда элитных, супердорогих и эксклюзивных. Более того, им прочат судьбу таких ныне практически стандартных опций, как АБС, контроль курсовой устойчивости и подушки безопасности.
Прикололись: прокололись
Целая акция была устроена недавно одним из крупнейших производителей шин: несколько машин, правые колеса которых были демонстративно на глазах публики просверлены дрелью, двинулись из центра Москвы от Красной Пресни до «Крокус Сити», что на МКАДе. И что удивительно, доехали. Более того, в завершение этого заезда возможности шин с технологией RunOnFlat продемонстрировали каскадеры. Но нам-то интересно самим попробовать, пощупать, покататься и почувствовать разницу. И вот на тест-драйв мы берем «БМВ» 1-й серии (118i, двигатель объемом два литра мощностью 130 л.с.) именно на такой резине. Для начала катаемся так, чтобы понять динамику и возможности машины при нормальном состоянии резины. Четкость и упругость руля дают полный контроль над дорогой. Немного жестковат ход. Возможно, это тонкости настройки подвески, а возможно, виной тому и новые шинные технологии.
Оценить, насколько хорошо держит эта резина в заносе, не сумел. Электроника делает свое дело, варварски встревая в общение водитель — машина. И не поймешь, то ли резина держит хорошо при боковом скольжении на обильно политом водой дорожными службами асфальте, то ли все-таки это происки электроники. Но первое впечатление есть.
А теперь спускаем левое переднее колесо. Компания, предоставившая автомобиль, не дала добро на то, чтобы мы прокалывали колеса, поэтому оценить смену режимов в динамике не было возможности. Но те ощущения, которые я получил, катаясь на просто спущенном колесе, дают уверенность, что и неожиданный прокол не станет причиной трагедии.
Внешне шина немного просела: будто просто машину неровно поставили. Тем не менее на манометре ноль, а колесо далеко не на ободе. Поехали. Сразу ощущается некоторая плавность в движении по сравнению с тем, что было до этого. На самом деле не прислушивался бы к своим ощущениям — не заметил бы. Тут раздается мелодичный звук, и на мониторе повисает красное изображение протектора с толстым восклицательным знаком. Хорошо, подумалось тогда, датчик оповестил о проколе. Разница в ощущениях практически минимальна: чуть легче повороты в сторону спущенного колеса, чуть мягче ход, чуть тупее разгон… Но эти «чуть» настолько малы, что не гори постоянным светом датчик, забыл бы о спущенном колесе.
Между прочим, двигаться на такой шине рекомендуется не более 80 км со скоростью не выше 80 км/час. А что такое ехать на «БМВ» с такой скоростью? Пытка. На тебя удивленно косятся, да и сам постоянно поглядываешь на спидометр: не превысить бы отпущенный лимит. В какой-то момент, обгоняя совсем уж не спешащего коллегу, я обратил внимание, что еду со скоростью 110 км/час. И ничего, машина идет также ровно и уверенно. Но такие режимы опасны тем, что, несмотря на всю свою высокую технологичность, шина все-таки может соскочить с диска.
Спущенное переднее колесо эффекта в заносе все равно не давало. Зато спущенное заднее позволяло довольно легко загнать автомобиль в занос. Но страх, что в какой-то момент шина соскочит с диска, заставил прекратить эти эксперименты.
Уже после первого эксперимента с колесами — спустил—накачал — я почувствовал неладное. Датчик по-прежнему продолжал гореть. Несколько раз выходил из машины и проверял давление. Все было нормально, но датчик продолжал гореть. Уже позже нам пояснили в компании, что после восстановления давления в шине необходимо перезагрузить систему контроля давления через бортовой компьютер. Тогда он перестанет подавать сигналы до следующего прокола. Получается, что для наших дорог эта система по сути довольна проблемна в эксплуатации. Допустим, по дороге от Москвы до Ростова-на-Дону я пробил колесо. Отремонтировал его под Воронежем. Но много ли у нас найдется сервисных центров, оборудованных соответственно, чтобы обнулить мне этот датчик? Конечно, нет. В придорожных шиномонтажах их не найдете. А если случится второй прокол, о котором умная электроника мне уже не доложит? В общем, для использования столь технологичной резины на наших дорогах и сервисы нужны соответствующие.
В итоге за весь наш тест мы сумели накатать в общей сложности 60 километров на спущенных шинах. Практически не сомневаюсь, что до нас машина бегала на них никак не меньше. Шины после теста не меняются: по ним видно, что стоят давно и прочно. Как влияют эти эксперименты на износ резины? Понятно, что не очень хорошо. Но не критично: можно еще прокалывать и продолжать движение.
Какие шины не боятся проколов?
До недавнего времени шины, которые не боятся проколов, ставились на дорогие, преимущественно бронированные машины. Например, система PAX от Michelin и ContiSupportRing (CSR) от Continental. PAX представляет собой комплекс из специально разработанного диска, монтирующейся на него полимерной вставки, низкопрофильной шины с особым креплением к ободу и системы контроля давления в ней. Такое спущенное колесо позволяет проехать еще 200 км со скоростью 80 км/час. Однако из-за сложности и дороговизны в обслуживании эта система вряд ли станет популярной. Ею по-прежнему будут оборудоваться только бронированные авто для VIP-пассажиров.
Система CSR от Continental — это металлическое кольцо с гибкой опорой, которое монтируется на обод. Оборудованный CSR автомобиль после полной потери воздуха в шине может также проехать до 200 км со скоростью 80 км/ч. Главная особенность системы в том, что она может быть использована на всех стандартных ободах в комбинации с любыми видами шин. Пока она поставляется в форме дополнительной детали безопасности для Maybach.
Второй путь, по которому идут производители шин, — усиление конструкции самой шины, в первую очередь боковин. Это наиболее популярная, развитая, продвинутая и демократичная технология. Правда, в пробеге такая резина уступает своим более технологичным собратьям, но и стоит она в разы меньше, и в обслуживании дешевле.
Мы объездили шины Goodyear Excellence с технологией RunOnFlat. Во всяком случае, так эту технологию называют в этой компании. Со схожими названиями позиционируют антипрокольные шины с применением подобной технологии и другие производители. Например, Bridgestone — Eufori Run Flat, Continental — Self-Supporting Runflat Tyre.
Усиливается шина за счет резиновых материалов, которые не дают шине осесть до обода и соскочить с колесного диска. Практически все эти шины рассчитаны на то, чтобы проехать до 100 км на скорости до 80 км/ч. И по качеству они особо друг от друга не отличаются. От обычной шины немного отличаются весом: разница составляет от 10 до 20 процентов в зависимости от высоты профиля.
Что касается цены, то в среднем антипрокольная шина стоит на 20 — 25 процентов дороже обычной. Но еще раз напомним, что использование таких шин предполагает и наличие датчика давления в них. Насколько это может удорожать установку новой резины — вопрос открытый. Также неясно с вопросом о ремонтопригодности шин с технологией Run Flat. В некоторых компаниях утверждают, что проколы в таких колесах не лечатся. В компании Goodyear решение о ремонтопригодности проколотой шины отдают на откуп авторизованным экспертам. Такова цена безопасности.
Сейчас шины RunOnFlat идут в базовой комплектации таких автомобилей, как Mini Cooper-S, BMW 1 -й и 3-й серий, Opel Astra. Они идут в первичной комплектации на BMW 5-й и 6-й серии, Mercedes S-класса и Е-класса, Ferrari F430, а также Rolls Royce Phantom.
Владимир Баршев
«Российская газета. Неделя» № 98 (4064) от 12.05.2006.
*