Самарское КБ “СНТК им. Кузнецова” в июне начнет испытания двигателя НК-36СТ мощностью 32 МВт — пока самого мощного двигателя для газоперекачки в России. СНТК рассчитывает на заказы “Газпрома”, строящего Северо-Европейский газопровод. Если СНТК удастся защитить свою разработку перед “Газпромом”, компания и завод-производитель смогут получить заказ на сумму около $150 млн.

СНТК им. Н. Д. Кузнецова (Самарский научно-технический комплекс им. Николая Дмитриевича Кузнецова, бывшее НПО “Труд”) создан в 1946 г. На СНТК разработаны двигатели марки НК для стратегической и гражданской авиации, ракетные двигатели, двигатели для газоперекачивающих установок и электростанций на базе авиадвигателей. СНТК контролируется государством, владеющим 60% акций СНТК, остальные акции распылены мелкими пакетами между юридическими и физическими лицами, в том числе менеджментом СНТК. По данным компании, ее оборот в 2004 г. составил 476 млн руб. Приводы для газоперекачки разрабатываются на базе авиационных двигателей и используются для перекачки газа по трубам газопроводов в составе газоперекачивающих агрегатов (ГПА).

Двигатель для газоперекачки мощностью 32 МВт СНТК начал разрабатывать на базе уже имеющегося двигателя серии НК-36СТ-30 мощностью 25 МВт, которые уже используются “Газпромом” наряду с двигателями мощностью 8 МВт и 16 МВт. Начав испытывать двигатель НК-36СТ-30 в июне 2006 г., предприятие намерено завершить эти работы осенью, рассказал “Ведомостям” член совета директоров СНТК и замгендиректора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности предприятия Олег Эрнезакс. По его словам, серийный выпуск этих двигателей запланирован на начало 2007 г. на самарском заводе “Моторостроитель”. Работы по модернизации двигателя на СНТК директор Самарского конструкторского бюро машиностроения (СКБМ) Виктор Никишин оценил в сумму около 500 млн руб. В СНТК отказались назвать стоимость работ. По словам Никишина, один двигатель мощностью 25 МВт стоит около $3 млн, а привод мощностью 32 МВт будет стоить “немного дороже”, но в любом случае в два раза дешевле импортных аналогов такого же класса. До сих пор двигатели такой мощности в России не производились, отмечают представители СКБМ и СНТК, и разрабатываемый двигатель будет первым в этом классе мощности. По словам гендиректора ММПП “Салют” Юрия Елисеева, сейчас в России выпускаются двигатели для газоперекачки максимальной мощностью до 25 МВт.

В СНТК говорят, что новая модификация двигателя в первую очередь заинтересует “Газпром”. “Представители «Газпрома» знакомы с нашими разработками и готовы финансировать их после того, как двигатель пройдет испытания”, — отметил источник на предприятии. “Газпром”, сделавший ставку на увеличение мощности двигателей в новых проектах, сейчас заинтересован в закупке двигателей для строительства северной ветки газопровода в обход Украины (Северо-Европейского газопровода)“, — поясняет Никишин. По его словам, потребность “Газпрома” для строительства первой очереди составит около 20 двигателей в 2007-2008 гг. и еще 30 двигателей будет необходимо для второй очереди. “Двигатель большей мощности позволит «Газпрому» сэкономить на монтаже и обслуживании ГПА — мощность двигателя влияет на объем перекачки, поэтому более мощные ГПА можно устанавливать на большем расстоянии друг от друга, сократив их количество”, — отмечает Никишин.

В пресс-службе “Газпрома” воздержались от комментариев о потребности компании в двигателях такой мощности. Но сотрудник “Газпрома”, пожелавший остаться неназванным, подтвердил факт переговоров с СНТК о покупке более мощных двигателей, но отметил, что пока никаких договоров окончательно не заключено.

По словам руководителя отдела маркетинга “Моторостроителя” Игоря Новикова, “Моторостроитель” будет готов собирать двигатель после того, как он пройдет межведомственные испытания и будет одобрен “Газпромом”.

Эрнезакс говорит, что, даже если “Газпром” откажется от этого двигателя, СНТК найдет ему применение. “НК-36СТ мощностью 32 МВт можно будет использовать в малой энергетике — газотурбинных электростанциях и ТЭЦ”, — отмечает Эрнезакс.

Глеб Столяров

Ведомости – Самара

12.05.2006, №84 (1611)

Ведомости – Самара

*