На днях столичные власти приняли решение оборудовать 18 подземных переходов города специальными подъемниками и поручнями для инвалидов. Такие переходы появятся на Преображенской площади, Щелковском шоссе, Садовом кольце, в районе Сухаревской и Кудринской площадей, на Сущевском Валу и в других районах Москвы. Все эти преобразования вписываются в рамки федеральной и региональной программ социальной поддержки инвалидов, которые реализуются уже более 15 лет. Однако Москва и по сей день полна препятствий для людей с физическими ограничениями.

Без посторонней помощи инвалиду практически невозможно передвигаться по Москве.

Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ

Каждый житель российской столицы, будь он хоть розовощеким атлетом, устает от поездок в душном метро, от очередей на автобусных остановках, от своих однообразных маршрутов. Трудно представить, что в этих же самых условиях живут тысячи людей, которым передвигаться по городу тяжело не только психологически, но и физически. Для горожан с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата выход за пределы своей квартиры или интерната – это настоящий подвиг, на который решаются лишь немногие.

Согласно официальной статистике в Москве живет около миллиона инвалидов. То есть каждый десятый москвич – человек с ограниченными способностями. Однако в городе их почти не видно. Людей в колясках или с белыми тростями встретишь, скорее, в метро с протянутой рукой, чем на улице, в магазине или тем более в кино. Внезапно утратив возможность двигать ногами, руками, видеть или слышать, человеку приходится учиться жить заново. И самый сложный среди десятка уроков – снова вернуться на городские улицы, проехать в автобусе, самому купить батон в булочной. Этому не учит государство. Эту науку инвалидам приходится познавать на собственном горьком опыте.

Уроки выживания

Офис благотворительного центра активной реабилитации инвалидов «Преодоление» расположен на первом этаже жилого дома. К небольшой железной двери с металлической вывеской ведет специальный пологий пандус. Это чтобы посетители центра – инвалиды-колясочники – могли без труда подняться на крыльцо. Таких пандусов с небольшим углом наклона и прочными перилами в Москве очень мало. Как рассказали руководители центра, сначала они хотели сделать свой подъезд получше – с площадкой для разворота. Но все документы и письменные просьбы трижды игнорировались чиновниками, так что согласились и на этот. Активисты «Преодоления», в основном сами ограниченные в движении люди, уже 15 лет помогают таким же, как они, вернуться к жизни, войти в привычную среду в новом качестве. Дважды в год руководители клуба устраивают двухнедельные семинары. Кроме психологических тренингов и даже дискотек для колясочников они проводят с новичками ежедневные тренировки – учат их навыкам владения коляской в условиях городской среды, пользуясь тренажерами, имитирующими бордюры, лестницы, пандусы. Все эти методы выживания в агрессивной городской среде необходимы для колясочников. По крайней мере, научиться им можно куда быстрее, чем дожидаться, пока московские власти оборудуют город пандусами – хотя бы такими, какой стоит у подъезда к «Преодолению».

Менеджер семинаров Дмитрий Докучаев – молодой человек в светлой футболке, ловко передвигающийся на коляске, оказался в больнице с переломом позвоночника в 23 года. О том, как это случилось, рассказывать не хочет. Говорит, что это неважно.

«Я не буду рассказывать слезливых историй, потому что нам важно создать образ инвалида, который может и хочет работать, хочет ходить в кино и рестораны, торговые центры, но ему не дают этого делать, – говорит Дмитрий Докучаев. – В России не понимают, что инвалид может быть полноценным человеком, хотя в Европе такое представление о людях с ограниченными возможностями сформировано уже давно. Однако почувствовать себя полноценным очень трудно, если государство и общество не идут тебе навстречу».

Подъемники для имиджа

Как признались сотрудники центра реабилитации, с городскими властями они работают все меньше. Это слишком долгий путь. Приспособить под себя город сложнее, чем самому приспособиться к тому, что есть, – к слишком высоким бордюрам, к железным швеллерам без перил вместо пандусов, к электроподъемникам, которые перестают работать уже через месяц после открытия.

«Понятно, что у чиновников кроме нас еще много головной боли,– говорит Дмитрий. – Да они и не сидели никогда в инвалидном кресле, поэтому не знают, что это такое – передвигаться по городу на коляске. Но многие программы соцзащиты, которые разрабатываются федеральным и московским правительствами, просто не работают. К примеру, существует целый ряд строительных норм и правил, по которым жилые дома и объекты социального назначения должны быть оборудованы пандусами, однако эти СНиПы соблюдаются только на бумаге. Сдается дом, по документам все специальные сооружения есть. В реальности же нет даже намека на них. В лучшем случае у магазинов и аптек устанавливают два швеллера, ведущих отвесно вверх».

По словам Дмитрия, это грубое нарушение. Таким пандусом просто невозможно пользоваться. Во-первых, угол наклона слишком крутой, и подняться можно только с большим усилием. Во-вторых, если коляска чуть шире или уже, чем расстояние между швеллерами, она просто не попадет в пазы. Иногда делают простые бетонные площадки без перил. Это не только неудобно, но и очень опасно – подъем по любой из них может закончиться травмой. Даже «навороченные» сооружения вроде электроподъемников и лифтов жизнь москвичей с физическими ограничениями не облегчают.

«В 2004 году открылось новое железнодорожное направление «Москва – Мытищи». На платформу людей доставляли специальные лифты, предназначенные и для инвалидов, и для детей, и для пенсионеров, – рассказывает Дмитрий. – Но через пару месяцев я застал на платформе такую картину: два лифта не работали вообще, третий использовался какими-то грузчиками, а я в него заехать не смог, потому что мне мешал слишком высокий порожек. Та же ситуация с Третьяковской галереей, которая оборудована подъемниками для инвалидов. Сотрудники музея повели меня не через подъемник, а какими-то окольными путями, причем во многие залы я попасть так и не смог – мне предлагали посмотреть картины через щелочку в двери. Вообще подъемники есть в Третьяковке только потому, что ее посещают иностранцы. В других музеях или кинотеатрах, где не надо поддерживать имидж страны, нет даже пандусов. Я уже не говорю о том, что доехать до этих музеев – большая проблема для многих инвалидов».

Сказка о потерянном времени

На программу социальной защиты инвалидов на 2006–2010 годы из федерального бюджета было выделено около 4 млрд. рублей. В обществе инвалидов уверены, что даже меньших денег хватило бы на преобразование крупных городов.

«Положить бордюр плашмя – ничего не стоит, покрасить его желтой краской, чтобы привлекал внимание, тоже недорого,– сказали «НИ» в Московском центре реабилитации инвалидов. – Пандусы установить гораздо дешевле, чем подъемники. Так что проблема не в деньгах, а в организации процесса. Если даже пандус нам установят, около него обязательно будет припаркован автомобиль, который никак не объедешь».

В департаменте социальной защиты населения города Москвы, сотрудники которого занимаются проблемой инвалидов, уверяют, что федеральная программа поддержки людей с ограниченными физическими возможностями четко воплощается в жизнь. Кроме нее есть еще и столичный проект интеграции инвалидов в городскую среду, который по уверениям чиновников также отлаженно действует. Впрочем, в комплексе социальной сферы Москвы признают, что сделана только мизерная часть от задуманного.

О недостатках программ и о трудностях их реализации в правительстве говорят неохотно, а сравнивать Москву с крупнейшими мировыми столицами, полностью адаптированными для инвалидов, не хотят. По словам чиновников, у Москвы было слишком мало времени на масштабные проекты для инвалидов. На проблему слишком долго закрывали глаза, и нужные программы только начинали разрабатывать, в то время как вся Европа уже могла похвастать современными сооружениями для физически неполноценных горожан.

ИРИНА ВЛАСОВА, НИНА ВАЖДАЕВА

12.05.06

пятница

«Новые Известия»

***