В Германии в четверг начался судебный процесс по иску российской авиакомпании «Башкирские авиалинии» к властям этой страны в связи с катастрофой в 2002 году в небе над Боденским озером, когда пассажирский Ту-154 столкнулся с транспортным «Боингом-757» компании DHL. Ту-154 летел в Испанию с российскими туристами на борту. В результате катастрофы погиб 71 человек, в том числе 45 детей школьного возраста.

«Башкирские авиалинии» считают, что власти Германии не обеспечили безопасность полетов над своей территорией и виновны в авиакатастрофе. Авиакомпания требует компенсировать ей ущерб за разбившийся самолет в размере 2,6 млн. евро.

Председатель суда в Констанце, где проходят слушания, считает, что «Башкирские авиалинии» имеют шансы выиграть дело.

Адвокат «Башкирских авиалиний» Ульрих Шталь, который присутствовал на заседании суда в четверг, сказал, что не может пока дать никаких комментариев, так как судебные слушания только начались.

От комментариев воздержался и адвокат министерства транспорта Германии Клаус Костка.

Германия поручила контроль воздушного пространства на юге страны швейцарской диспетчерской службе Skyguide. Власти ФРГ считают, что не они, а именно эта компания несет ответственность за катастрофу над Боденским озером

«Вопрос, на который нам следует ответить, заключается в том, несет ли федеративная республика ответственность за произошедшее», — сказал во время слушаний судья Вильгельм Мюллер.

Причины трагедии

Результаты расследования, проведенного ранее Германией, показали, что пилот «Боинга» выполнял инструкции электронной системы, рекомендовавшей производить снижение во избежание столкновения. Пилот Ту-154, в свою очередь, последовал точно таким же указаниям о снижении со стороны наземной диспетчерской службы. В самые последние секунды, когда столкновение уже было неизбежно, российский пилот сделал попытку набрать высоту.

В результате расследования, проведенного немцами, выяснилось, что швейцарский диспетчер вовремя не заметил, что самолеты находятся на встречных курсах.

В 2004 году в ФРГ открыли памятник жертвам трагедии над Боденским озером

В выводах германской комиссии также указывалось на нечеткость существовавших на момент катастрофы инструкций, регулирующих действия участников воздушного движения в подобных ситуациях; ошибки при составлении графика дежурств в диспетчерском центре в Цюрихе, который управлял полетами, в результате чего в ночную смену оставался один диспетчер, который обслуживал два рабочих места; телекоммуникационные осложнения (коллеги швейцарских диспетчеров из немецкого города Карлсруэ так и не смогли до них дозвониться и предупредить о надвигающейся катастрофе).

Согласно выводам следственной комиссии, причинами катастрофы стали человеческий фактор, сбой электроники и технические проблемы.

О компании Skyguide в отчете германской комиссии не упоминалось, но вскоре швейцарская фирма взяла на себя ответственность за ошибки, приведшие к столкновению.

Диспетчера, который дежурил, когда столкнулись самолеты, через полтора года после трагедии над Боденским озером убил россиянин Виталий Калоев, у которого в авиакатастрофе погибли жена и двое детей.

Впоследствии Калоев был приговорен в Швейцарии к восьми годам тюрьмы.

«Башкирские авиалинии» также просят освободить их от обязанности выплачивать компенсации, если в будущем за ними будут обращаться родственники жертв авиакатастрофы. Разбирательство по этому вопросу начнется в 2007 году.

Помимо «Башкирских авиалиний», иски правительству ФРГ собираются также предъявить компания DHL и швейцарская Winterthur. DHL намерена добиваться денежной компенсации за свой самолет. Что касается Winterthur, которая является страховщиком «Башкирских авиалиний», она также хочет получить от Германии 2,5 млн. евро, чтобы выплатить эти деньги родственникам жертв авиакатастрофы.

четверг, 11 мая 2006 г., 18:03 GMT 22:03 MCK

Би-би-си

***