А. Быков: Количество инфицированных половым путем увеличивается с каждым днем. В Областном центре профилактики СПИДа состоялась встреча журналистов Медиа Группы «Ваш выбор» и Андрея Быкова, главного врача Областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. Интернет-газета «АнтиСПИД НаркоСТОП» продолжает тему.

А. Быков: Мы не скрываем истинного положения дел с ВИЧ-инфекцией в регионе, мы называем реальное количество зараженных. И, допустим, в Тольятти цифры очень высокие. Когда мы говорим — 1,5 % ВИЧ инфицированных от общего числа всех жителей Тольятти – это одно. Если же взять группу молодых людей в возрасте от 15 до 45 лет – то здесь уже 33,5 % инфицированных.

О. Петропавловская: Почему в Тольятти сложилась такая ситуация?

А. Быков: Причин много. Рассмотрим по порядку. Начиная с 2000 года в России вообще и в самарском регионе в частности наметился резкий рост количества инфицированных. До этого года первый случай был у нас выявлен в 1987 году, а затем за 14 лет было зарегистрировано около 100 человек. Причем в большинстве случаев заражение происходило за пределами области. И вдруг к концу 2000 года мы имели уже 5 тысяч 200 инфицированных. И началось это с Тольятти. В 2001 году – 9 тысяч. Итого 14 тысяч за первые два года. И эта колоссальная разница в цифрах не была результатом неточной диагностики.

Девяносто девять процентов из общего числа выявленных инфицированных в период 2000-2001 года были люди, употреблявшие наркотики. Это означало, что ВИЧ вирус попал в среду наркоманов (наркопотребителей). Именно на 2000 год пришелся «всплеск» наркомании. Если же говорить о возрастной группе этих зараженных, то это были подростки-наркоманы от 15 до 20 лет. Школьники старших классов, и в первую очередь в Тольятти. И до сих пор Тольятти занимает первое место по количеству инфицированных. Расклад примерно такой: 10 тысяч ВИЧ инфицированных в Тольятти и 9,5 тысяч в Самаре. Но население в Тольятти в два раза меньше.

Так почему же такая тяжелая ситуация сложилась именно в Тольятти?

А. Барышев: Так почему же такая тяжелая ситуация сложилась именно в Тольятти?

А. Быков: Во-первых, это молодой город. Средний возраст жителей – чуть больше тридцати лет. Во-вторых, это небедный город. Средняя зарплата здесь выше «средней» региональной. В-третьих, уровень правонарушений, связанных с употреблением наркотиков, значительно выше, чем, допустим, в Самаре. А процесс распространения ВИЧ инфекции, подчеркну, идет, как правило, параллельно с процессом распространения наркотиков. Далее в районе Большой Черниговки наша область граничит с Казахстаном. А это – наркотрафик из Средней Азии в Москву и другие регионы. Кроме всего этого, Тольятти – город с большой внутренней миграцией. Молодые люди, и не только, из разных концов СНГ приезжают сюда за машинами и автомобильными частями. И все – с деньгами. Таким образом, Тольятти можно сравнить с огромным котлом, в котором «варится» молодежь, а ингредиенты «блюда» – это бизнес, деньги и наркотики.

В прошлом году на научной конференции по поводу 20-летия тольяттинской наркослужбы на меня произвел впечатление доклад психологов Самарского университета, в котором был дан «портрет» тольяттинского наркомана. Вначале говорилось об «обычных» вещах: средний возраст наркомана, общий стаж употребления наркотиков и т. д. Вся эта информация ни для кого из присутствующих не была новой. Затем прозвучало, что 15 % наркоманов работают для того, чтобы употреблять наркотики. Это тоже было всем понятно. А далее было сказано, что несколько процентов наркоманов употребляют наркотики, чтобы работать. Вот это уже удивило. Оказывается, рабочий не может трудиться в третью смену на ВАЗе, пока не введет себе «дозу». Так в Тольятти мы столкнулись с новым явлением в сфере наркомании, которое уже стало неотъемлемой частью общественной жизни.

А. Барышев: Как изменилась ситуация с распространением ВИЧ инфекции за последние несколько лет?

А. Быков: Конечно, ситуация становится хуже, рост идет. В 2000 году было 5 тысяч инфицированных, в начале этого года – 25 тысяч 400 человек. Если же говорить о тенденциях, то темпы роста снизились. Менее 3-х тысяч ВИЧ инфицированных сейчас выявляется за год. Напомню, за 2000-2001 годы было выявлено 14 тысяч ВИЧ инфицированных. А за остальные четыре года – еще 12 тысяч.

А. Барышев: За счет чего же произошло снижение темпов роста?

А. Быков: Темпы снизились за счет всей общей работы, которая проводится, и по линии наркослужбы в том числе. Однако этого по-прежнему недостаточно. Поскольку ситуацию определяют на сегодняшний день 26 тысяч ВИЧ инфицированных.

А. Барышев: Если до недавнего времени большинство ВИЧ инфицированных относились к наркоманам, то по последним данным выясняется, что инфекция стала чаще передаваться половым путем…

А. Быков: Да, за последние два года число заразившихся ВИЧ инфекцией половым путем значительно возросло. При этом доля женщин, заразившихся подобным образом, составляет уже 50 % от общего количества инфицированных женщин.

А. Барышев: Давайте чуть подробнее поговорим о сегодняшней ситуации с ВИЧ инфекцией в нашем регионе.

А. Быков: На сегодняшний день, во-первых, увеличивается количество инфицированных половым путем. Во-вторых, увеличивается процент женщин, вовлеченных в процесс. И третье, идет процесс «повзросления» ВИЧ инфицированных. Рассмотрим факты: динамика идет с 1987 года – гетеросексуальные половые контакты. Половой путь передачи — 2000 год – 3 %, 2001 год – 4 %, 2004 год – 41 %, 2005 год – 38,7 %. Мы видим увеличение с трех до сорока процентов. Что касается наркотиков, то здесь, — если в 2000 году было 97 %, — затем доля постепенно снижается – в 2005 году – 59 %.

А. Барышев: Отражает ли наметившаяся тенденция заражения половым путем положение в стране в целом и в остальном мире?

А. Быков: Российской «картине» это соответствует. Что касается мировых тенденций, там – немного другая ситуация. В европейских странах можно говорить о некой «специализации». Допустим, половой путь заражения ВИЧ инфекцией преобладает в Англии, например, и странах Северной Европы. А в среде наркоманов ВИЧ инфекция распространена в Испании, Италии, Франции. Учитывая сложившуюся ситуацию, в этих странах ведется и соответственная работа в группах риска, соответственная работа по профилактике населения.

А. Барышев: Вернемся к ситуации с возрастными группами.

А. Быков: Здесь более впечатляющие цифры. Возьмем 2000 год: 15-17 лет – 529, 2001 год – 558, а дальше эта же возрастная группа 2002-2003 – 113 человек. И на сегодня мы видим снижение практически в десять раз.

Да, со школьниками мы стали лучше работать. Но одновременно идет рост процентов в старшей возрастной категории. Что же касается увеличения женщин, инфицированных половым путем, то это свидетельствует о том, что на территории России ВИЧ инфекция вышла за пределы группы риска. Если на первом этапе инфицированными были женщины, употреблявшие наркотики, а потом – женщины, связанные с партнерами, употреблявшими наркотики, то сейчас появляются зараженные женщины, не связанные никоим образом с группами риска.

Таким образом, сегодня мы должны говорить о том, что на данный момент группа риска – это молодежь. Если пять-семь лет назад люди считали, что поскольку они не входят в группы риска, например, не употребляют наркотики, не оказывают сексуальные услуги за деньги, то ВИЧ инфекция их не коснется. Сегодня ситуация изменилась коренным образом: большое количество партнеров и половых контактов само по себе способствует распространению ВИЧ инфекции.

А. Барышев: На каком месте находится Самара и область по количеству ВИЧ инфицированных?

А. Быков: Если говорить о 26 тысячах инфицированных, то мы – на пятом месте, после Москвы и Московской области, Петербурга и Екатеринбурга. Да еще упомянем Иркутск. Кстати, достаточно сложная ситуация и в Оренбурге, поскольку они тоже имеют границу с Казахстаном и соответственно имеют проблемы с наркотиками.

А. Барышев: А какова ситуация в Иркутске?

(Продолжение следует.

Записала Ольга Петропавловская)

Во встрече участвовали: Андрей Александрович Быков, главный врач Областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, Александр Васильевич Барышев, руководитель Медиа Группы «Ваш выбор», Ольга Петропавловская, обозреватель.


Еще об этом:

Андрей Быков: Мы не скрываем истинного положения дел с ВИЧ-инфекцией

(рассказ первый)

Хотите знать правду про ЭТО? Подробно и непредвзято о ВИЧ-инфекции. Рассказ третий

Могут ли у беременных-ВИЧ инфицированных родиться здоровые дети? Коснулась ли монетизация льгот на приобретение лекарств ВИЧ инфицированных? Безопасна ли донорская кровь в Самарской области?

Оперативная информация об эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции в Самарской области на 1 мая 2006г.

*